Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2010

ОЛИМПИАДА

 

Олимпиада “Грамотный русский язык”
в Ломоносовской школе

Отношение к родному языку современной молодежи не может не волновать. Как вызвать у подрастающего поколения не только интерес к изучению русского языка, но и воспитать желание говорить и писать грамотно всегда, в любой ситуации? Как объяснить, что, сохраняя богатство родного языка, мы сохраняем свою культуру? Как реагировать на засилие языка иноязычных слов, на чудовищную безграмотность речи при электронном общении?

Мне хочется рассказать о том, как наша школа пытается ответить на эти вопросы. Одним из направлений этой работы стало проведение олимпиады по русскому языку. Мы стараемся придумать такую форму соревнования, которая была бы интересна детям, отражала потребности сегодняшнего дня и содержание которой было бы ориентировано на практику.

Около двух лет наши учителя работали над содержательной частью олимпиады. Мы решили, что она должна принципиально отличаться от существующих олимпиад по русскому языку, многие из которых из-за своей сложности ориентированы на довольно узкий круг учеников. На участие в них и, главное, победу могут рассчитывать единицы – те, кто думает стать филологом (лингвистом, журналистом), кто занимается языком на профильном уровне, на курсах при вузах, с репетиторами. А как же все остальные? Будущие экономисты, юристы, слесари, продавцы? Как заинтересовать этих ребят?

Участником нашей олимпиады может стать каждый, кто проявляет интерес к русскому языку. Участники олимпиады соревнуются в современных формах общения на русском языке – как написать грамотное sms-сообщение, удачный текст на форум и в блоги и вести электронную переписку, соблюдая нормы русского языка. Они соревнуются в красноречии, а также в умении грамотно писать и говорить по-русски на разных предметах – истории, математике, физике, биологии, географии; во время публичного выступления.

В этом году олимпиада проводилась третий раз среди учеников 3–11-х классов школ г. Москвы и ближнего Подмосковья. Научный руководитель олимпиады – доктор педагогических наук Марат Александрович Зиганов, жюри олимпиады возглавляла доктор педагогических наук, профессор МГПУ Елизавета Александровна Хамраева.

Основными задачами нашей олимпиады являются:

• повышение познавательного интереса школьников к русскому языку;

• поощрение детей, проявляющих способности в области русского языка;

• демонстрация практической значимости изучения русского языка для того, чтобы добиваться успеха в различных предметных областях;

• привлечение внимания к формам общения детей и подростков.

Олимпиада проводится как большой праздник, который начинается с торжественного открытия, куда приглашаются спонсоры олимпиады, почетные гости – представители различных издательств учебной и детской литературы.

I этап: выполнение заданий в трех обязательных номинациях: “Школьная грамотность”, “Способности в русском языке” и “Функциональная грамотность”.

Две номинации: “Устная речь” и “Современные коммуникации” – предлагаются учащимся на выбор. В каждой номинации задания выполняются в течение одного урока с перерывом на 10 минут.

II этап: спортивная и развлекательная программы, просмотр фильмов и мультфильмов. В заключение – концерт, подготовленный учениками и педагогами Ломоносовской школы.

В день проведения олимпиады жюри подводит итоги и определяет троих призеров в каждой возрастной группе. Всего объявляется 12 победителей. Им вручаются медали, дипломы соответствующей степени и памятные подарки. В каждой возрастной группе (после исключения из нее абсолютных победителей) определяется победитель номинации.

Итоги олимпиады “Грамотный русский язык” доводятся до сведения администрации образовательных учреждений победителей, размещаются в сети Интернет (на сайте http://www.lomonosovschool.ru).

Олимпиада – важное событие для всей школы. Поэтому в ее подготовке задействованы все службы школы – администрация, учителя русского языка и литературы (их у нас 12 человек), учителя других предметов, психологи. В этом году на олимпиаде работали около 100 взрослых. Задолго до олимпиады размещается реклама на сайте школы, в газете “Ломоносовец”, через “Родительский вестник” об олимпиаде сообщается родителям. Заявки на участие принимаются за 2 месяца до открытия, но, чтобы попасть на олимпиаду, необходимо пройти отборочный тур. В этом году в нем приняло участие 500 человек. На олимпиаду были приглашены 211 школьников 3–11-х классов из 42 школ города Москвы, Подмосковья, из двух школ города Самары, с которыми мы давно дружим и тесно сотрудничаем.

Специально к этой олимпиаде написаны две песни, одна из которых стала гимном олимпиады. Авторы – наши педагоги Е.Завьялова и А.Заруба.

Участие в олимпиаде может быть разным: допускается пробовать свои силы в одной, во всех или нескольких номинациях.

Летом этого года олимпиада “Грамотный русский язык” была проведена в Латвии в международном лагере “Интеллект” на Рижском взморье. По заказу общественной организации “Русский мир” был разработан и международный проект этой олимпиады для зарубежных студентов, изучающих русский язык. В рамках Года русского языка в Китае в октябре 2009 года олимпиада “Грамотный русский язык” была проведена в Пекине. В ней приняли участие студенты 2–4-х курсов семи вузов Пекина. Репортаж об этом событии прозвучал на 3-й Ассамблее “Русского Мира” и во многих СМИ Китая.

Содержание олимпиадных заданий

Задания олимпиады соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего и среднего образования по предмету, а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Примеры заданий для учащихся 9-го класса приведены в Приложении.

Номинация “Школьная грамотность”

Задания (в виде письменного теста) позволяют оценить уровень сформированности умений, связанных с коммуникативной, языковой и лингвистической компетенцией учащихся. Общее количество заданий – 12. Максимальное количество набранных балов – 100. Время выполнения – 40–45 минут.

Номинация “Функциональная грамотность”

В этой номинации участвует только старшая возрастная группа (5–11-е классы). Оценивается способность учеников к объяснению или описанию предложенного учебного материала в соответствии с нормами русского литературного языка по таким предметам, как математика, физика, химия, история, география, биология.

Номинация “Способности в русском языке”

Содержание заданий определяется задачами развития интеллектуальных способностей: развития предметно-речевых навыков (слушания, чтения, письма, говорения), предметно-ориентированных психических качеств (памяти, внимания, мышления, воображения), активного владения тезаурусом по русскому языку, достаточным для понимания предмета. Оценивается уровень развития интеллектуальных способностей, проявляющихся при выполнении письменной и устной работы по русскому языку. Задания даются в форме развивающих тестов и упражнений и выполняются на специально подготовленных бланках. Максимальное количество набранных баллов – 100. Время выполнения – 40–45 минут.

Номинация “Устная речь”

Проверяются коммуникативные умения участников: умение создавать речевое высказывание на предложенную тему с учетом заданной речевой ситуации (например, участие в ученической конференции, выступление перед учениками начальных классов, разговор с родителями, съемка в телевизионной передаче и т.п.), а также способность активно участвовать в диалоге, адекватно воспринимая вопросы собеседника. Выполняются два задания.

Первое – устное сообщение на заданную тему с использованием домашней заготовки, требующей привлечения словарей, энциклопедий, справочной литературы, специальных знаний. Тема сообщается участникам заранее, не позднее чем за две недели до олимпиады. Время выступления – 2–3 минуты.

Второе – устное выступление на предложенную тему во время олимпиады. Время подготовки такого задания – 15 минут, время выступления – 2–3 минуты. Основными критериями оценки служат: содержательность и выразительность речи, грамотность (отсутствие речевых ошибок).

Номинация “Современные коммуникации”

Ученикам предлагаются два задания.

Первое – составить грамотное sms-сообщение.

Второе – создать текст для участия в форуме или ведения блога.

В первом случае оценивается информационная полнота посланного сообщения, соответствие заданным критериям, грамотность написанного.

Во втором оценивается оригинальность идеи и корректность формулировки темы, которая не должна провоцировать участников форума на конфликт, а также учитывается грамотность написанного.

Олимпиада “Грамотный русский язык” не просто поддерживает интерес к предмету на протяжении всего учебного года и повышает эффективность учебного процесса. Мы верим, что она поможет нашим воспитанникам стать успешными в жизни.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта ProCapital. Хочешь узнать больше о международном валютном рынке, стать успешным трейдером и получать стабильный высокий доход, смотри форум о Forex интернет проекта ProCapital, который располагается по адресу http://procapital.ru. Форум ведущих трейдеров и брокеров рынка Форекс интернет проекта ProCapital позволит узнать последние новости финансового рынка, приобрести требуемые знания, полезные знакомства и деловые связи. А так же на сайте представлены обучающие программы и проекты, блоги профессионалов и проводятся конкурсы и акции, предназначенные как для новичков, так и для опытных трейдеров и брокеров.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА

Номинация “Школьная грамотность”

Задание 1. Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Много вид_л я на св_ем веку красивых жен_-щин много встречал жен_щин еще _б_ятельнее Пушкиной но н_когда (не)вид_вал я жен_щины которая с_ед_няла(бы) (в)себе такую закон_-че(н,нн)ость кла(с,сс)ически прав_льных черт и стана. Ростом высокая с (басн_словно) тонкой талией при (р_скошно)развитых пл_чах и груд_; ее мал_нькая г_ловка как лил_я (на)стебл_ колыхалась и грац_озн_ п_в_рачивалась (на)тонкой ше_ тако_о красиво_о и правильно_о проф_ля я (не)вид_л (н_)когда более а кожа глаза зубы уши.

30 баллов

За каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 1 балл.

Задание 2. Работа с текстом. Выполните комплексный анализ текста:

а) озаглавьте текст ________________________

1 балл

б) к какому стилю и типу речи относится данный текст (аргументируйте ответ)? _____________

4 балла

в) укажите изобразительно-выразительные средства ___________________________________

5 баллов

Задание 3. Поставьте ударение в словах. Подчеркните те случаи, в которых допускаются варианты:

а) баловать;

б) броня;

в) оптовый;

г) досуг;

д) знамение;

е) лоскут;

ж) некролог;

з) мизерный.

5 баллов

За каждый неправильный ответ снимается 0,1 балла.

Задание 4. К данным существительным подберите форму единственного числа и, указав род, составьте словосочетания по схеме: сущ. ед. ч. + прил.

а) Жирафы ______________________________;

б) скирды _______________________________;

в) босоножки ___________________________;

г) какаду _______________________________.

5 баллов

За каждый неправильный ответ снимается 0,1 балла.

Задание 5. В каждом словосочетании подберите синоним к слову адский. В каком случае это невозможно? Почему?

а) Адская работа _________________________;

б) адская жара ___________________________;

в) адская дорога __________________________;

г) адский замысел _______________________;

д) адский камень ________________________.

5 баллов

За каждый неправильный ответ снимается 0,1 балла.

Задание 6. Найдите в тексте фразеологизмы и объясните их значение.

Если кто-то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: “Мне это не по ноздре!”. И он поймет, что вам это не нравится, и сразу перестанет крутить носом и задирать нос. Если же он и носом не поведет, суньте ему под нос настоящие правила.

5 баллов

За каждый неправильный ответ снимается 0,1 балла.

Задание 7. Восстановите паронимические пары, дайте толкование слов, в них входящих:

а) гнездо ________________________________;

б) главный _______________________________;

в) бережный _____________________________.

5 баллов

За каждый неправильный ответ снимается 0,1 балла.

Задание 8. Определите значение слова легкий в строках А.С. Пушкина:

а)

Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли?
Все так же легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?

б)

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы тянутся к перу, перо – к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

в)

Шум, споры, легкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Отоном.

5 баллов

За каждый неправильный ответ снимается 1 балл.

Задание 9. Укажите средства и приемы художественной выразительности в тексте:

Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак...

5 баллов

За каждый неправильный ответ снимается 0,1 балл.

Задание 10. В приведенных предложениях допущены ошибки, устраните их, указав причину:

а) Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

б) Он твердо держал штурвал руля.

в) Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

3 балла

За каждый неправильный ответ снимается 1 балл.

Задание 11. Чем объясняется различие в пунктуации “вот-вот” и “вот, вот” в предложениях?

а) Вот-вот растает снег.

б) Вот, вот, об этом я и говорю.

4 балла

За каждый неправильный ответ снимается 2 балла.

Задание 12. Какими по типу строения грамматической основы являются предложения?

Что за день! Что за чудеса!

3 балла

Всего 85 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу – 100 баллов.

Номинация “Функциональная грамотность”

ИСТОРИЯ

Задание.

1. Проанализируйте данные таблицы.

2. На основе анализа составьте сообщение: “Особенности развития сельского хозяйства в России в начале XX века”.

3. При составлении сообщения используйте следующий тезаурус.

Тезаурус.

1. Зажиточные крестьяне.

2. Интенсивный путь развития.

3. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве.

4. Крестьянское малоземелье.

5. Полунатуральный характер.

6. Помещичье землевладение.

7. Рентабельность хозяйства.

8. Социальное расслоение крестьянства.

9. Товарные отношения.

10. Товарность хозяйств.

ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА В РОССИИ В 1909–1913 ГГ.

Социальные группы Валовые сборы Товарный хлеб Процент товарности
млн пудов % млн пудов %
Помещики 600 12 281 21,6 47,0
Крестьяне 4400 88 1019 78,4 23,2
В том числе:          
зажиточные 1900 38 650 50,0 34,0
середняки и бедняки 2500 50 369 28,4 14,7
Итого 5000 100 1300 100 26,0

 

Номинация “Способности в русском языке” (всего 6 заданий)

Задание 5. Часть 1

Внимательно рассмотрите таблицу. Найдите закономерность в каждой строке и в каждом столбце и заполните пустую клеточку одним из вариантов ответов, предложенных ниже.

Вот уж снег последний в поле тает, синий пар восходит от земли. По ночам деревья трещали от холода, как в декабре, но был уже весенний месяц май. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Отколь радуга набирает воду, там и дождь будет. Печален я: со мною друга нет. В свободное время он сам ходил в гости или его навещали друзья.
Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.

?

Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой.

Варианты ответов:

1. Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

2. Миг пройдет, и опять все потонет во мраке.

3. Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые...

4. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

5. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.

Задание 5. Часть 2

Внимательно рассмотрите слова. Найдите закономерность и продолжите ряд.

1) Я – ёж – юла – _________________________.

Варианты ответа: ель, алая, искра, осень, лень.

2) Лес – домик – садовник – _________________.

Варианты ответа: приходил, цветной, пароход, осинка

3) Кот – лето – маска – ___________________.

Варианты ответа: перо, слон, нотный, карандаш, слива.

Номинация “Устная речь”

1. Речевая ситуация.

Во время просмотра передачи о борьбе с преступностью в семье Ивановых развернулась дискуссия. Глава семейства, переживая за героев передачи, высказал мнение, что свободная продажа оружия позволит порядочным людям защищаться от преступных элементов, которые нелегально вооружаются. Его сын возразил, что снятие ограничений в продаже оружия увеличит число бытовых преступлений, вызванных эмоциями и нестабильными психическими состояниями.

Выскажите свое мнение по данному вопросу, встав на позицию одного из спорящих, или предложите свое решение данной проблемы.

Поясните, в каком стиле составлено ваше выступление. Какие стилевые черты вы использовали в речи?

2. Речевая ситуация.

Французский философ Вольтер говорил: “Работа избавляет нас от трех величайших зол: скуки, порока, нужды”. Поспорьте или согласитесь с этим мнением. Поясните, в каком стиле составлено ваше выступление. Какие стилевые черты вы использовали в речи?

Номинация “Современные коммуникации”

Задание 1. SMS-сообщение

Составьте и отправьте SMS-сообщение, в котором должно быть выражено не менее двух мыслей. Объем текста – не более 90 знаков. Учите, что, чем меньше текст, тем больше баллов вы получите. Время работы – 3 минуты.

Задание 2

Составьте рекламный текст на тему “Достижения научно-технического прогресса в помощь школьникам и студентам”.

Помните, что к жанру рекламы предъявляют следующие требования:

• яркий заголовок;

• необычная подача информации;

• простота и доступность;

• афористичность высказывания.

Задание 3

Примите участие в форуме.

Л.Н. ЧУПШЕВА,
“Отличник народного образования”,
лауреат премии Президента 2007 года,
председатель метод. объединения
НОУ “Ломоносовская школа”,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru