Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2010

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет "Первое сентября"

 

 

Уважаемые коллеги!

Мы публикуем ознакомительную версию нового дистанционного курса повышения квалификации “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика” авторов А.В.Волковой, Е.В. Кузнецовой, Н.А.Шапиро и Е.Ю. Шуваловой.

Полная версия лекций и необходимые учебные материалы будут высылаться слушателям, зачисленным на курсы, по почте или предоставляться в “личном кабинете” на сайте Педагогического университета “Первое сентября” http://edu.1september.ru.

Подготовка к ГИА по русскому языку
в 9-м классе: методика и практика

Авторы: А.В. Волкова, Е.Кузнецова, Н.А. Шапиро, Е.Шувалова

ЛЕКЦИЯ № 1

ВВЕДЕНИЕ

Новая форма аттестации по русскому языку за курс основной школы – ГИА, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, становится преобладающей и, по всей видимости, скоро станет единственной. Переход на новую форму экзамена, даже если он не оказывается болезненным, неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя.

Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА по русскому языку кроме того включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде, выбор ответа из нескольких предложенных, сжатый письменный пересказ, создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из них нужно специально отрабатывать.

Но работа в новых условиях открывает и новые возможности. Учителя задумываются над тем, как строить уроки русского языка начиная с пятого класса, имея в виду перспективу ГИА с ее разнообразным содержанием. Эта перспектива побуждает, ни в коем случае не превращая занятия в натаскивание, находить новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным, организовывать учебную деятельность так, чтобы она привела к победе ученика, а следовательно, и его учителя.

Экзамен по русскому языку в форме ГИА сдавали в 2009 году лишь 45% от всего количества девятиклассников, а это значит, что не все педагоги достаточно хорошо представляют себе его особенности. Поэтому мы считаем необходимым привести ниже всю важную информацию о содержании экзаменационной работы, критериях ее оценки, регламенте ее проведения.

Все документы, регулирующие проведение итоговых аттестаций по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ (http://www.fipi.ru/) и Министерства образования и науки РФ (http://www.ed.gov.ru/) .

Там же можно получать последнюю официальную информацию об изменениях в экзаменах. В частности, учителю полезно будет прочитать Методическое письмо “Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях” (подготовлено членами предметной комиссии по русскому языку Л.С. Степановой и канд. пед. наук И.П. Цыбулько на основе обработки данных, полученных из базовых регионов; утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым).

СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ И КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ

Содержание ГИА по русскому языку определено в соответствии со следующими нормативными документами:

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к приказу Минобразования России “Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования” от 19.05.1998 г. № 1236).

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 05.03.2004 г. № 1089).

Экзаменационная работа по русскому языку включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом.

Эти задания проверяют:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 – краткое изложение.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, правильно выполнивший задание первой части экзаменационной работы (без учета грамотности), – 7.

Таблица “Критерии оценивания изложения”

Критерии оценивания изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения  
  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы 0
ИК2 Наличие сжатия исходного текста  
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста 2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 1
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или не использовал приемы сжатия текста 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

 

Часть 2

Часть 2 (А1–А6, В1–В14) включает задания с выбором ответа и задания с кратким ответом. В заданиях А1–А6 содержатся такие вопросы по анализу содержания текста, которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы в курсе основной школы. Задания В1–В14 проверяют базовые знания по лексике, морфемике, орфографии, пунктуации, синтаксису.

За каждое правильно выполненное задание второй части работы экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если в бланке № 1 отмечен только номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, и ответ не исправлен в области “Замена ошибочных ответов”, ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за 20 тестовых заданий второй части работы, – 20.

Части 1 и 3 работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе. Если первый текст (для сжатого изложения) – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.

Часть 3

Часть 3 (С2.1 или С2.2) – это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Экзаменуемый должен выбрать один вариант из двух предложенных – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) или сочинение по содержанию прочитанного текста (С2.2).

Максимальное количество баллов, которое можно набрать за третью часть работы (без учета грамотности), – 7.

Таблица “Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему”

Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему (С2.1)
Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
  Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления 2
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления 1
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления 0
С1К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления 2
Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или привел 2 примера-аргумента, соответствующие обоснованию и иллюстрирующие 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или привел 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления 1
Экзаменуемый привел 1–2 примера-аргумента из текста, не соответствующие обоснованиям, или привел примеры-аргументы не из прочитанного текста, или не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
С1К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет 1
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности 0

 

Таблица “Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом содержания текста”

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом содержания текста (С2.2)
Баллы
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста  
  Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет 2
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации 1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует 0
С2К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привел из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента 2
Экзаменуемый привел из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента 1
Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или привел в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или ее часть, или привел примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
С2К4 Композиционная стройность  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет 1
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности 0

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). Максимальное количество баллов, которое мог набрать экзаменуемый за соблюдение языковых и речевых норм, а также фактической точности, – 10.

Таблица “Критерии оценки грамотности
и фактической точности речи экзаменуемого”

  Критерии оценки грамотности
и фактической точности речи экзаменуемого
Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм  
  Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки 2
Допущены 2 ошибки 1
Допущены 3 ошибки и более 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм  
  Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок 2
Допущены 3 ошибки 1
Допущены 4 ошибки и более 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм  
  Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка 2
Допущены 2 ошибки 1
Допущены 3 ошибки или более 0
ГК4 Соблюдение речевых норм  
  Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок 2
Допущены 3 ошибки 1
Допущены 4 ошибки и более 0
ФК1 Фактическая точность сочинения-рассуждения  
  Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет 2
Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов 1
Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста, и/или есть 2 и более ошибки в понимании и употреблении терминов 0

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (С1К1–С1К4, ГК1–ГК4, ФК1).

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объем изложения и сочинения.

Указанные нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140–290 слов.

Если суммарный объем сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объемом работы:

если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице;

если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше);

если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 44.

Полезно знать, какие изменения внесены разработчиками ГИА в последний вариант экзаменационных материалов. Во-первых, еще в 2008 году во второй части было не 6, а 7 заданий с выбором ответа. Во-вторых, заметно изменились критерии оценки первой и третьей частей. Снято примечание, которое в 2009 году предписывало строго соблюдать совпадение количества микротем прослушанного текста и абзацев выпускного изложения. Важно, чтобы в сжатом изложении сохранялось количество микротем исходного текста, а абзацное членение должно соответствовать замыслу выпускника, который может, например, объединить две авторские микротемы в один абзац. Но теперь экзаменаторы строже будут оценивать использование приемов сжатия текста – важно, чтобы сжатие производилось на протяжении всего текста, а не только какой-то его части.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ

Государственная аттестация – дело очень ответственное, по ее итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы в целом. Поэтому так понятно желание педагога подстраховаться, больше времени на уроке уделить непосредственной подготовке к экзамену. Но тут кроется серьезная опасность. Нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинять ей весь сложный и разнообразный учебный процесс. Мы учим детей русскому языку и для того, чтобы они поняли, как он устроен, и для того, чтобы они осознанно пользовались богатыми возможностями выражения чувств и мыслей, которые он нам предоставляет, и для того, чтобы писали грамотно, и для того, чтобы адекватно понимали чужую речь, устную и письменную. Научим хорошо – и экзамен будет сдан хорошо (если грамотно и внятно будут составлены экзаменационные материалы). Не мы и дети – для экзамена, а экзамен для нас. То, что на экзамене будет проверен широкий круг знаний и умений, только на руку учителям, убежденным в том, что преподавание русского языка нельзя ограничивать орфографией и пунктуацией. Теперь задаваемые иногда вопросы о том, зачем столько времени тратить на освоение видов односоставных предложений или видов сказуемого, если эти знания не отражаются на орфографической и пунктуационной грамотности учеников, можно парировать неотразимым доводом: “Это понадобится на экзамене”.

Таким образом, можно считать, что все, что мы делаем на уроках русского языка по крайней мере с пятого класса, послужит успешной сдаче экзамена в девятом. Но на некоторые виды деятельности, не всеми педагогами еще признаваемые как очень важные, нужно обратить особое внимание. Прежде всего это подготовка к сжатому изложению. Ошибкой было бы заключить, что теперь надо писать больше сжатых изложений вместо сочинений или изложений подробных – нет, проблемы так не решить. Если осознать, что этой формой письменной работы проверяется умение точно понимать смысл и принцип построения текста, мы станем целенаправленно обучать детей пониманию текста, предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема – в том числе и сжатые изложения, когда необходимые для их написания навыки уже будут выработаны.

Серьезно отнесемся и к заданиям более привычным – например, по синтаксису. Материал по этому разделу изучается в 8–9-х классах, то есть незадолго до экзамена, и как будто бы специальной подготовки здесь не требуется – только обучи детей правильно понимать формулировку задания. Но формулировки по синтаксису довольно однообразные – в основном предлагается найти предложение с той или иной конструкцией. Удержимся от соблазна натаскивать учеников на такой поиск, потому что такое задание само по себе не способствует усвоению важных знаний. Сохраним в своем арсенале все известные виды работы – и разбор предложения, и составление предложений по заданной схеме, и запоминание определений, и составление таблиц, и преобразование предложений – и, среди прочих заданий, предложим найти предложение с заданными признаками. Здесь правильная подготовка к экзамену будет заключаться в том, чтобы на время об экзамене забыть.

Таким образом, руководствуясь основным принципом – обучать языку, а не сдаче экзамена, – учитель должен постоянно помнить о том круге вопросов, которые должны освоить его ученики, чтобы успешно пройти государственную аттестацию.

О том, как можно организовать работу по освоению еще недостаточно знакомого материала и по комплексному повторению изученного, пойдет речь в следующих лекциях.

Время выполнения работы

В 9-м классе на выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут), причем распределение времени регламентируется достаточно жестко.

Действия
организатора
Действия
экзаменуемого
Рекомендуемое время
1-я часть работы 100 мин.
Первое чтение текста Слушание текста 10 мин.
  Осмысление прочитанного текста 5 мин.
Второе чтение текста Слушание текста 10 мин.
  Написание сжатого изложения прочитанного текста 75 мин.
2-я часть работы 85 мин.
  Чтение текста и решение тестовых заданий  
3-я часть работы 55 мин.
  Написание сочинения-рассуждения (С2.1 или С2.2)  

Полный перечень учебников, по которым можно вести подготовку к экзамену, представлен на Федеральном образовательном портале www.edu.ru в разделе “Федеральный перечень учебников для общего образования”.

Учебники и учебные пособия,
рекомендованные для подготовки к экзамену

При подготовке к экзаменам можно обращаться к любым учебникам русского языка, рекомендованным Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году. Это в основном хорошо знакомые учителям комплексы.

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9-е классы. Бабайцева В.В., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К., Никитина Е.И. 5–9-е классы. М.: Дрофа.

2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. 5–7-е классы. Научный редактор акад. РАО Шанский Н.М. М.: Просвещение.

3. Тростенцова Л.А., Ладыженская ТА., Дейкина А.Д. и др. 8–9-е классы. М.: Просвещение.

4. Львова С.И., Львов В.В. 5–9-е классы. М.: Мнемозина.

5. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. 5–9-е классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа.

6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. // Под ред. Леонтьева А.А. 5–9-е классы. М.: Баласс.

7. Панов М.В., Ильинская И.С., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н., Ильина Н.Е. и др. 5–9-е классы. М.: Русское слово.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Методическое письмо “Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях” (подготовлено членами предметной комиссии по русскому языку Л.С. Степановой и канд. пед. наук И.П. Цыбулько на основе обработки данных, полученных из базовых регионов; утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым). http://www.fipi.ru

Н.А. ШАПИРО,
А.В. ВОЛКОВА

Рейтинг@Mail.ru