Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2010

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Предлагаемые синтаксические задачи можно использовать для актуализации знаний учеников как старших, так и средних классов, задачи помогут осуществить диагностику знаний по теме.

Контроль по теме “Словосочетание” предполагает анализ предложения: нахождение сочинительных и подчинительных словосочетаний, указание вида подчинительной связи, понимание теоретических сведений: что не является словосочетанием.

Думаю, что предлагаемые материалы помогут старшеклассникам при выполнении экзаменационных заданий блока В ЕГЭ.

Тема: “Словосочетание”

Диагностическая работа “Восемь синтаксических задач”

Задача 1 (для индивидуальной работы)

В данных предложениях найдите подчинительные и сочинительные словосочетания, грамматическую основу и заполните таблицу.

Грамматическая основа

Сочинительное словосочетание

Подчинительное словосочетание

     

Кот попался вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Задача 2

Фокс Микки, герой повести С.Черного, сделал в своем дневнике такую запись:

Беспомощный Фокс печально и уныло скулил в холодной конуре.

Фокс решил посчитать, сколько в его предложении словосочетаний. У него получилось пять: беспомощный Фокс, скулил печально, скулил в конуре, в холодной конуре, скулил уныло. Согласны ли вы с таким решением? (Если да, запишите цифру 5, если нет – другую, нужную цифру.)

Задача 3

Укажите номер строки, которая включает только подчинительные словосочетания.

А.

1) Любимые сказки, сказки Пушкина, сказки околдовывают с детства;

2) посетить рощу, уехать отсюда, вторая осень, рощи и аллеи;

3) создание музея, скромное имение, родились позднее, поехали узнать;

4) лиловая аллея, увидеть портреты, еще живы, буду знать.

б. 1) Сюжет повести, два флигеля, трудно определить, бить баклуши;

2) несмотря на погоду, дед поэта, в пяти километрах, выселил на окраину;

3) более темный, темный от загара, темный вечер, очень темный;

4) жить воспоминаниями, память детства, сохранить память, моя память.

Задача 4 (для парной работы)

Найдите и выпишите “третье лишнее” в каждой строке.

1) Трое медвежат, третья парта, тридцать четыре;

2) то дождь, то снег; снег и дождь, мокрый снег;

3) в течение апреля, течение реки, ввиду болезни;

4) пусть поет, давайте петь, петь вполголоса;

5) водить смычком, водить в горы, водить за нос;

6) светлый взгляд, светлее всех, светлый от счастья.

Задача 5

Распространите слово чтение так, чтобы получились словосочетания, иллюстрирующие разные виды подчинительной связи: а) согласование, б) управление, в) примыкание.

Задача 6 (для работы в группе)

Закончите пропорции, иллюстрирующие разные виды подчинительной связи, выбрав из списка нужный пример: красный от волнения, по-прежнему дорогой, с дорогими людьми.

1) желание жить

очень тяжело

их документы

?

2) любящий взгляд

мой дневник

в пяти строках

?

3) необходимые мне

трое друзей

средство от боли

?

Задача 7

В блоке а укажите номер строки, иллюстрирующей такой вид подчинительной связи, как согласование, в блоке б – примыкание, в блоке в – управление.

А.

1) Курносый нос, ваши руки, прыгающая походка, три портрета;

2) далеко от мамы, очень тихо, тихое чтение, чтение письма;

3) первое свидание, первый в списке, выступать первым, по-летнему теплый;

4) моя мечта, в твоих письмах, пятые сутки, цветущая акация.

б. 1) Говорить по-французски, по-зимнему холодно, быстрее ветра, удар наотмашь;

2) яркий свет, ярче солнца, яркий от красок, еще ярче;

3) возвращаться утром, летним утром, слова отца, боль от раны;

4) читать выразительно, яйцо вкрутую, ее мечта, идти спотыкаясь.

В.

1) Желание вернуться, трое медвежат, в пятом ряду, трое из отряда;

2) поступать правильно, поступать в институт, открыть настежь, открытие века;

3) радость встречи, встреча друзей, один из нас, смелый от рождения;

4) спортивная ходьба, прогулка пешком, мое мнение, пятеро братьев.

Ответ: а – 4, б – 1, в – 3.

Задача 8

На экзамене выпускники выписали словосочетания, иллюстрирующие такой вид подчинительной связи, как управление. Укажите номера неверных ответов.

1) Посреди комнаты;

2) первого по списку;

3) несмотря на усталость;

4) на языке танца;

5) поверх голов;

6) ждал ее;

7) ее результат;

8) возле меня;

9) благодаря учителю;

10) благодаря учителя;

11) глядя на них;

12) рядом с ними

Контроль по теме “словосочетание”

(Для составления заданий были использованы высказывания из книги Джо Райна “Бери от жизни все”.)

А. Какой вид подчинительной связи не проиллюстрирован в каждом из высказываний?

1. Чтобы прыгнуть выше головы, надо верить, что нет ничего невозможного.

2. Единственная непоправимая ошибка – это не учиться на собственных ошибках.

3. Часы жизни нельзя перевести назад, но их можно заново завести вперед.

Б. Из данных высказываний выпишите словосочетания, иллюстрирующие указанные виды подчинительной связи.

1. Примыкание.

Мечты как звезды… Дотянуться до них нельзя, но можно следовать за ними навстречу своей судьбе.

2. Согласование.

Успех – это фундамент из тех камней, которыми кидают в тебя другие!

3. Управление.

Успех – это способность не останавливаться на достигнутом.

4. Согласование.

Лучше лишний раз промахнуться, чем вообще не начинать действовать.

5. Примыкание.

Порой путь к победам лежит через поражение.

В. Из данного высказывания Если твой путь чересчур легок и беззаботен, будь осторожен: возможно, ты катишься под гору выпишите:

1) грамматические основы;

2) словосочетание со связью управление;

3) словосочетание со связью примыкание;

4) словосочетание со связью согласование;

5) сочинительные словосочетания.

М.А. ПЛОТНИКОВА,
гимназия им. Ф.К. Салманова,
г. Сургут

Рейтинг@Mail.ru