Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2010

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

11-й класс

Преодолеваем трудности в анализе микротекста (задания А6–А11)

Задания группы А ЕГЭ по русскому языку считаются несложными, они проверяют подготовку выпускников по русскому языку на базовом уровне. Однако среди них есть такие, выполнение которых вызывает у учеников затруднения.

Возьмем, к примеру, задания, связанные с анализом небольших по объему текстов (как правило, научного, делового или публицистического стиля), раскрывающих содержание той или иной темы, подтемы или комбинации тем. В демоверсии 2010 года это задания А6–А11.

Казалось бы, в микротекстах, отражающих структуру целого текста, в которых можно выделить вступление, основную часть, заключение (вывод), дети легко должны устанавливать последовательность предложений. Однако поиск первого предложения оказывается непосильным для тех, кто не умеет анализировать структуру текста, средства связи предложений. При выполнении заданий А6 мало обращать внимание на смысловые связи, необходимо учитывать и грамматические связи, например, местоименную замену, лексический повтор и т.п. А вот обращаясь к заданию А7, следует проявлять умение устанавливать как раз смысловые связи между предложениями или их частями. Для это нужно актуализировать в памяти детей значения и функции союзов, смысловые группы вводных слов.

Готовя учеников к выполнению заданий А8 и А9, учитель должен помнить о том, что ошибка в ответе далеко не всегда обусловлена отсутствием представления о грамматической основе или владения материалом на понятийном уровне. Она может быть вызвана тем, что ребенок прочитал ответы, из которых нужно выбрать один правильный прежде, чем проанализировал предложения. Следовательно, во многих случаях достаточно установить для детей неизменную последовательность выполняемых действий (прочитать предложение – найти грамматическую(-ие) основу(-ы) – выбрать нужный ответ; прочитать предложение – найти грамматическую(-ие) основу(-ы) – установить средства связи частей (если предложение сложное) – сделать вывод о том, к какому типу относится предложение, – выбрать правильный ответ), и количество ошибок в этих заданиях заметно уменьшится.

Большую сложность для детей представляет задание А10: необходимо дать морфологическую характеристику не просто отдельного слова, а слова, взятого в контексте. При выполнении этого вида работы следует повторить все сведения о частях речи, их грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли. И вновь последовательность действий должна быть такова: сначала анализ предложения и той роли, которую играет в нем указанное слово, лишь потом чтение предлагаемых ответов. При ином порядке выполнения задания (не раз видела!) ответ подгоняется учениками под один из данных.

Сложность задания А11 состоит в том, что оно ориентировано не на знание лексических значений слова вообще, не на общий кругозор, а на проверку умения проводить лексический анализ слова в контексте. Это позволяет оценить умение соотносить слово с тем значением, которое оно получает в тексте, и в этом-то состоит главная трудность: ребенок знает слово, но не всегда может определить его лексическое значение в данном предложении. Сложность возрастает, если слово многозначно.

Предлагаю 4 небольших по объему текста и задания к ним, составленные согласно документам, регламентирующим разработку КИМ 2010 (http://www.fipi.ru). Тексты взяты из произведений публицистического и научного стилей. Получившиеся упражнения можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в качестве как тренировочных, так и контрольных материалов. Включение в работу различных вариантов одинаковых заданий обеспечит самостоятельность, индивидуальность работы каждого ученика.

Е.В. ЮМИНОВА

 

Текст 1

Прочитайте внимательно текст и выполните задания к нему.

(1) ...(2) Раздражители, или стимулы, бывают биологически важными (существенными для жизни) или безразличными (индифферентными). (3) ... кусок мяса для собаки – биологически важный раздражитель, а для коровы, хотя она, конечно, тоже воспринимает этот кусок зрением и обонянием, – раздражитель безразличный. (4) Клок сена, наоборот, будет биологически важным раздражителем для коровы и безразличным для собаки. (5) Вид куска мяса у всякой собаки (хотя она была отнята у матери маленьким щенком и никогда других собак не видела) вызовет одну и ту же реакцию: будет бурно выделяться слюна, собака потянется к мясу. (6) Такой слюнный и вообще пищевой рефлекс называется безусловным, врожденным, и он закреплен в особенностях строения организма, в частности в строении нервной системы собаки.

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) После работ академика Ивана Петровича Павлова всякий школьник знает, что такое рефлекс.

2) Рефлекс – это реакция организма на внешние воздействия, которые физиологи называют раздражителями, стимулами.

3) У истоков безусловных рефлексов стоят жизненно важные потребности: потребность в пище, в самосохранении и т.п.

4) Чтобы этот рефлекс сработал, собаке достаточно столкнуться с биологически важным раздражителем.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?

1) Например;

2) возможно;

3) однако;

4) вообще говоря.

3. Какие слова являются грамматической основой в четвертом (4) предложении?

1) Клок будет;

2) клок сена будет;

3) клок сена будет раздражителем;

4) клок сена будет важным и безразличным.

4. Какие слова являются грамматической основой шестого (6) предложения?

1) Рефлекс закреплен;

2) он закреплен;

3) рефлекс называется;

4) он закреплен в особенностях.

5. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения.

1) Простое с однородными членами;

2) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями;

3) сложносочиненное;

4) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями.

6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова отнята (предложение 4).

1) Глагол;

2) краткое прилагательное;

3) краткое страдательное причастие;

4) действительное причастие.

7. Укажите значение слова система в предложении 6.

1) Конструкция, техническое устройство;

2) совокупность тканей, органов, из частей, представляющих собой определенное единство и связанных общей функцией;

3) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.п.), представляющих собой нечто целое;

4) форма, способ устройства, организации чего-либо.

Текст 2

Прочитайте внимательно текст и выполните задания к нему.

(1) ...(2) Достижения НТР впечатляющи. (3) Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии – атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п. (4) ... сам термин НТР возник в середине XX века, когда человек создал атомную бомбу и стало ясно, что наука может уничтожить нашу планету. (5) В авангарде науки идут фундаментальные исследования. (6) Внимание властей к ним резко возросло после того, как А.Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Ф.Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации, удваивается каждые 10–15 лет.

2) НТР (научно-техническая революция) характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему (этим определяется сочетание научно-техническая – через черточку), в результате чего наука стала непосредственной производительной силой, а во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы.

3) Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции.

4) Лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвертом (4) предложении?

1) Прежде всего;

2) но;

3) например;

4) следовательно.

3. Какие слова являются грамматической основой третьего (3) предложения?

1) Она вывела;

2) дала источник;

3) она дала источник;

4) она вывела, дала.

4. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения.

1) Сложносочиненное;

2) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью;

3) сложноподчиненное;

4) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова впечатляющи (предложение 2).

1) Краткое прилагательное;

2) глагол;

3) причастие;

4) наречие.

6. Укажите значение слова источник (предложение 6).

1) Естественный выход подземных вод на поверхность земли;

2) то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой для чего-либо;

3) документ;

4) то, из чего возникает что-либо; начало, причина.

7. Укажите значение слова коммуникация в третьем (3) предложении.

1) Качество, свойство коммуникабельного человека;

2) путь сообщения, связь одного места с другим;

3) общение, сообщение;

4) линия связи.

Текст 3

Прочитайте внимательно текст и выполните задания к нему.

(1) ...(2) Галактик – миллиарды, ... в каждой из них насчитываются миллиарды звезд. (3) Наша Галактика называется Млечный Путь и состоит из 150 миллиардов звезд. (4) Ее размеры – 100 тысяч световых лет. (5) Большая часть звезд нашей Галактики сосредоточена в гигантском “диске” толщиной около 1500 световых лет. (6) На расстоянии около 30 тысяч световых лет от центра галактики расположено Солнце.

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Вопрос о происхождении Вселенной изучает не только космология как наука о Вселенной – едином целом, но также и космогония – область науки, в которой изучается происхождение и развитие космических тел и их систем.

2) Галактика представляет собой гигантские скопления звезд и их систем, имеющие свой центр (ядро) и различную, не только сферическую, но часто спиралевидную, эллиптическую, сплюснутую и вообще неправильную форму.

3) Естествознание учит мыслить космически, в то же время не отрываясь от реальности нашего бытия.

4) “Туманность Андромеды” названа так потому, что именно в созвездии Андромеды в 1917 году был открыт первый внегалактический объект.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении?

1) Однако; 2) и;

3) иными словами; 4) кроме того.

3. Какие слова являются грамматической основой третьего (3) предложения?

1) Млечный Путь называется...

2) Галактика называется и состоит...

3) Галактика называется Млечный Путь...

4) Млечный Путь называется и состоит...

4. Укажите верную характеристику второго (2) предложения.

1) Простое с однородными членами;

2) сложносочиненное;

3) бессоюзное сложное;

4) сложноподчиненное.

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова сосредоточена (предложение 6).

1) Глагол;

2) имя прилагательное;

3) краткое страдательное причастие;

4) действительное причастие.

6. Укажите значение слова галактика (предложение 3).

1) Большое небесное тело, движущееся вокруг Солнца и светящееся отраженным светом;

2) единая звездная система;

3) небесное тело, состоящее из раскаленных газов (плазмы), по своей природе сходное с Солнцем;

4) материя, вещество, заполняющее определенную часть пространства; отдельный предмет в пространстве.

7. Укажите значение слова центр в шестом (6) предложении.

1) Точка пересечения каких-либо осей, линий в фигуре, точка сосредоточения каких-либо отношений в теле;

2) место, одинаково удаленное от краев, концов чего-либо; середина;

3) место, где сосредоточено какое-либо действие, управление чем-либо;

4) то, что (или тот, кто) является самым главным, важным, вокруг которого группируется, располагается все остальное.

Текст 4

Прочитайте внимательно текст и выполните задания к нему.

(1) ...(2) В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой познание невозможно – вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. (3) Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. (4) Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формулирования гипотезы. (5) С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: “Верую, потому что абсурдно”. (6) ...области разума и веры не разделены абсолютной преградой.

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Существуют различные точки зрения на соотношение разума и веры.

2) Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры.

3) В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы.

4) Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?

1) Прежде всего; 2) однако;

3) итак; 4) иными словами.

3. Какие слова являются грамматической основой третьего (3) предложения?

1) Без веры трудно;

2) ученому трудно было бы приступить;

3) трудно было бы приступить;

4) приступить без веры.

4. Укажите верную характеристику второго (2) предложения.

1) Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью;

2) сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью;

3) сложноподчиненное предложение;

4) сложносочиненное предложение.

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова разделены (предложение 6).

1) Краткое прилагательное;

2) наречие;

3) глагол;

4) краткое страдательное причастие.

6. Укажите значение слова рациональна в четвертом (4) предложении.

1) Основывается на рационализме;

2) основана на разуме, логике, разумная;

3) склонна действовать, относиться ко всему рассудочно, а не под влиянием чувств;

4) обладает самыми характерными признаками какого-либо явления.

7. Укажите значение слова афоризм в пятом (5) предложении.

1) Цитата, выдержка из какого-либо текста;

2) изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль;

3) мнение авторитетного человека;

4) преувеличенное и подчеркнутое выражение какого-либо чувства, настроения.

Ответы

Текст 1 Текст 2 Текст 3 Текст 4
1 – 2 1 – 2 1 – 2 1 – 2
2 – 1 2 – 2 2 – 2 2 – 3
3 – 3 3 – 4 3 – 2 3 – 3
4 – 2 4 – 3 4 – 2 4 – 2
5 – 3 5 – 3 5 – 3 5 – 4
6 – 3 6 – 2 6 – 2 6 – 2
7 – 2 7 – 3 7 – 2 7 – 2

 

Использованная литература

1. Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка: Научно-худож. лит-pa. М.: Дет. лит., 1984. С. 8–9. (Текст взят с незначительным изменением.)

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997.

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 2001.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т русск. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1985–1988.

5. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. М.: Русский язык, 1992.

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Рейтинг@Mail.ru