Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2010

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет "Первое сентября"

 

Продолжение. Начало см. в № 8/2010

 

Подготовка к ГИА по русскому языку
в 9-м классе: методика и практика

Авторы: А.В. Волкова, Е.Кузнецова, Н.А. Шапиро, Е.Шувалова

ЛЕКЦИЯ № 2

Сжатое изложение. Умения, необходимые для его написания. Упражнения на понимание содержания текста и его структуры, рекомендуемые в 5–6-х классах

Пересказ – самое распространенное задание, с которым сталкивается ученик средней школы. Ежедневно – письменно или устно, на русском или иностранном языке – школьники пересказывают самые разнообразные по содержанию, объему и форме подачи тексты: главы из художественных произведений, параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных или критических статей, диалоги из фильмов или театральных постановок, передают “своими словами” условия математических задач или упражнений по русскому языку. При этом чаще всего от ученика требуется не подробная, полная, дословная передача содержания, а изложение сути, главной, существенной информации. Очевидно, что умение сжато излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и вузе. К сожалению, целенаправленным формированием и оттачиванием этих общепредметных навыков занимаются только на уроках русского языка и литературы.

Отказавшись от подробного изложения, разработчики ГИА по русскому языку объясняют это тем, что подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста. А в практической жизни важнее оказывается другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру, организованную по определенным логическим законам. Эта мысль подчеркивается и в Отчете по результатам ГИА 2008 г.: основная причина неудачных работ части С1 – искажение содержания, что связано с неумением разобраться в логическом устройстве текста (понять, сколько в нем смысловых частей, какой логике подчиняется их взаимное расположение, какими логическими переходами они соединены). Очевидно, что знание структуры текста помогает правильно выделить существенную информацию и передать ее, сохранив логику авторской мысли. Чем проще и яснее для слушателя структура текста, тем легче выполнить требование – пересказать его сжато.

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержания и не нарушает логики исходного текста. В этом помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе начиная с 5-го класса. И хотя на экзамене ученики должны будут воспринять текст на слух, большинство упражнений, во всяком случае на первых порах, правильнее и удобнее выполнять, когда дети не только слышат, но и видят текст.

СЖАТИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА

Если текст – повествование, нужно уметь выделить главные события – сюжетные узлы – и понять, как они связаны между собой.

Эффективными оказываются упражнения такого типа. Каждый пятиклассник получает листок с текстом и заданием.

ПРИМЕР 1

Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ax, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик... (В.Катаев)

Понятно, что правильно выполненное упражнение должно выглядеть примерно так:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

Возможны другие варианты заданий к упражнениям этого типа.

1. Выпишите только самое главное, чтобы получился связный текст (можно сначала подчеркнуть необходимое). Тогда будем надеяться, что получим примерно такой ответ:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

Женя ей все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

2. Оцените, правильно ли ученик выполнил предыдущее задание.

Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

Дети должны увидеть и ненужную в сжатом пересказе подробность (Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается), и пропущенное звено (не сказано о появлении старушки).

В повествовательных текстах нередко встречается прямая речь. Ее не стоит сохранять даже в подробном изложении, поскольку ученику вряд ли удастся передать высказывание героя дословно, а только в этом случае использование прямой речи оправдано. Тем более неуместна прямая речь при пересказе сжатом. Значит, мы должны научить детей разными способами сообщать о содержании речи. В рассмотренном выше упражнении слова Жени и старушки не несут особенно важной информации, о них можно не упоминать в сжатом изложении, но можно передать их содержание с помощью глаголов (Женя рассердилась на собаку; выругала собаку и т.п.) или косвенной речи (Старушка спросила Женю, почему она плачет, что с ней стряслось, что случилось и т.п.).

Отработке этого умения тоже нужно посвятить некоторое время на уроках. Это уместно делать при изучении прямой речи в пятом классе, а также в тех случаях, когда прямая речь встречается в тексте упражнений.

Например, можно предложить дополнительное задание к упр. 241 учебника для 5-го класса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.: передайте содержание прямой речи с помощью сказуемых и дополнений. Тогда получатся такие предложения: Мы попросили лесника: “Проводи нас, дедушка”.  – Мы попросили лесника нас проводить. “Ешьте, ребята, яблоки”, – предложил нам лесник. – Лесник угостил нас яблоками. Лесник предложил нам поесть яблок.

АНАЛИЗ И ОБРАБОТКА ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ

Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу. С текстами-рассуждениями школьники знакомятся уже в пятом классе, но по программе на такую работу отводится всего несколько часов во втором полугодии. Важно начать тренироваться как можно раньше и включать тексты подобного типа в уроки на протяжении всего учебного года. Для этого можно использовать любое упражнение на изучаемое по программе правило, добавив к нему вопросы и задания, которые помогают проверить, насколько точно ученики поняли основную мысль, сформулированную автором, логику ее развития, значение слов и выражений. При этом стоит на практике начать обучение сжатию текстов.

Удобными оказываются отрывки из научно-популярных книг. Упражнения, напечатанные на отдельных листках, ученики вклеивают в тетради. Работа по тексту проходит в классе, результаты коллективно обсуждаются и записываются на доске и в тетрадях.

Могут быть даны такие тексты и такие задания к ним.

ПРИМЕР 2

В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль. Остальное заключите в скобки.

Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М.Гаспаров)

Части, не заключенные в скобки, соедините в одно предложение. Выпишите из толкового словаря значение слов громоздкий и бесполезный, перескажите получившееся предложение, не используя этих прилагательных.

Прочитаем текст вслух, подчеркнем в каждом предложении такие слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис), а те части, которые содержат разъяснение основной мысли, заключим в скобки. Обычно пятиклассники быстро справляются с этой работой, и правильный ответ в их тетрадях выглядит так:

[Чтобы спартанцы не копили богатств], в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: [для небольшой покупки их надо везти целый воз].

Железные деньги бесполезны: [их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать].

Запишем тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с помощью союзов потому что или так как (два последних утверждения объясняют причину того, о чем сказано в первом: почему спартанцы выбрали в качестве денег именно железные прутья). Заменим повторяющееся словосочетание железные деньги местоимением они, устраним повтор синтаксической конструкции, употребив однородные сказуемые: В Спарте деньгами служили железные прутья, потому что они громоздки и бесполезны.

Чтобы точно передать смысл получившегося предложения своими словами, пятиклассникам нужно понимать, что значат в данном контексте прилагательные громоздкий и бесполезный. Проясним значение этих слов по словарю: громоздкий – тяжелый, массивный, занимающий много места; бесполезный – не приносящий пользы, напрасный (словарь Ожегова). Очевидно, что о железных прутьях можно сказать, что они тяжелые и занимают много места, но то, что они не приносят пользы или напрасные, сказать в данном случае нельзя, поэтому для слова бесполезный в нашем пересказе надо найти более точное выражение, например – ни на что не годный. Хорошо, если при пересказе ученики смогут заменить синонимами и другие слова, тогда, возможно, получится такое предложение: Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и ни на что не годятся. Или: Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и их нельзя перековать. Предложение в нашем изложении стало длиннее, зато понятнее.

ПРИМЕР 3

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”. Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант)

Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.

Прежде всего по словарю выясним значение слов пряности и эквивалент, потом продолжим работу.

В этом тексте можно выделить два тезиса. Подчеркнем их и отметим, какие предложения разъясняют каждый тезис. Текст разделится на две части – два абзаца.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”.

Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

Перескажем только поясняющие части каждого абзаца. Для первого возможен такой ответ: Царица Савская подарила Соломону пряности вместе с золотом и драгоценными камнями.

В двух поясняющих предложениях второго абзаца речь идет об одном и том же – в некоторых ситуациях перец служил денежным эквивалентом. Заменим не совсем ясное для пятиклассников выражение денежный эквивалент на более понятное – заменял деньги, служил заменой деньгам, использовался вместо денег – и соединим два последних предложения в одно. При этом из одинаковых по смыслу выражений – иногда и известны случаи – выберем короткое иногда. Произведем и другие сокращения. Опустим ненужную в пересказе частность и на Востоке и на Западе. Обсудим возможные варианты и запишем в тетрадь один из них: Иногда перец использовался вместо денег, например, при уплате налогов; Иногда вместо денег налоги платили перцем; Иногда перец заменял деньги: им платили налоги.

ПРИМЕР 4

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. О скольких разных явлениях идет речь в данном тексте? Найдите в тексте такие слова, которые не описывают эти явления, а точно их называют. Перескажите текст одним предложением.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега). (По В.Левитину)

Выделим в тексте тезисы, которые передают основное содержание.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега).

Речь идет о нескольких явлениях, происходящих на Земле из-за Луны. Найдем те слова, которые описывают эти явления (превратить ясный день в настоящую ночь; оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его; вызывает движение воды в земных океанах и морях; море наступает на берег; море отступает от берега), и те, которые называют их точно (солнечное затмение, приливы, отливы). Передадим основное содержание текста, используя только термины. Возможно, получится такое предложение: Из-за Луны на Земле происходят солнечные затмения, приливы и отливы.

ПРИМЕР 5

Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев.

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик... Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело. (По М.Гаспарову)

Выберите тезис, который соединяет первый и второй абзац:

• Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко.

• Это все – сосуды для пищи и питья, а для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы.

• Но это не так: перед нами – бытовая утварь.

• Жерло вулкана называется “кратер” за сходство с широким раструбом именно этого сосуда.

Перескажите текст, сохранив только тезисы и опустив все примеры.

В каждом абзаце выделим тезисы.

В первом абзаце подчеркнем три мысли: В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик... Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Найдем среди них главную. Для этого прочитаем вторую часть текста и обсудим, что в ней говорится. Речь идет только о том, как использовались вазы; ни о музеях, ни о значении греческих слов ничего не рассказывается. Значит, в первой части основная мысль заключена в последнем предложении: Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Подчеркнем тезисы во втором абзаце.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

Сформулируем и запишем главную мысль: Лишь немногие греческие вазы были украшением, большинство же служило человеку в хозяйстве.

Проясним, как связаны между собой два тезиса (второй продолжает, дополняет, уточняет, подтверждает, опровергает первый?) и выберем из предложенного списка подходящее по смыслу предложение – оно соединит первый и второй абзацы: Но это не так: перед нами – бытовая утварь.

Передадим основное содержание текста своими словами. Может быть, это удастся сделать в одном предложении: Нам кажется, что греческие вазы изготавливались только для украшения помещений, но это не так: большинство из них служило человеку в хозяйстве.

ПРИМЕР 6

Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок предложений: не забудьте новую мысль написать с красной строки.

1. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

2. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года.

3. Небо редко бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

4. Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется.

5. Кирпичные дома всегда красно-коричневые или желто-коричневые.

6. Осенью многое в природе меняет окраску.

7. Пo серым мостовым едут бело-зеленые автобусы.

8. Кленовые листья краснеют.

Будем надеяться, что дети поймут: во всех предложениях говорится об окраске, но в шести из них – о цветах отдельных предметов; и только два предложения содержат формулировки общих мыслей – 4-е и 6-е. Это и есть тезисы. Остальные примеры подтверждают эти мысли. Их надо правильно сгруппировать, и текст получится такой:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми. Небо реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зеленые автобусы.

Этим текстом можно было бы удовлетвориться. Но нет предела совершенству. Вероятно, кто-нибудь почувствует, что второй тезис противопоставлен первому, поэтому правильнее начать второй абзац с союза а. А какой-нибудь сильный ученик может заметить, что небо с его изменившейся окраской видно и над городом тоже. Тогда придется попытаться выразить и эту более сложную мысль. Например, так:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

А если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зеленые автобусы. И только небо – одно и то же и над лесом, и над городом – осенью реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

Вернемся к добавленному в последнем варианте союзу а и назовем еще одно умение, которое понадобится ученикам, пересказывающим рассуждение. Это обозначение логических связей с помощью специальных слов: союзов, частиц и т.п.

Предложим хотя бы несколько упражнений или дополнительных заданий к упражнениям, чтобы ученики поняли, что, анализируя или пересказывая текст, нужно думать и об этом.

Задания могут быть такими:

ПРИМЕР 7

Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым (будем использовать слова “противопоставление”, “подобие”, “причина”, “следствие”), и добавьте подходящее слово: но, однако, тоже, потому что, поэтому.

1. Малыш очень любил слушать сказки. Он радовался, когда у старшего брата или мамы вечером находилась свободная минутка, подбегал к ним с книжкой в руках и смотрел умоляюще.

2. Малыш очень любил слушать сказки. Бабушка слишком редко усаживалась в кресло рядом с его кроваткой и, улыбнувшись, произносила: “Жили-были...”.

3. Малыш очень любил слушать сказки. Читать он еще не умел.

4. Малыш очень любил слушать сказки. Истории про путешественников и пиратов он любил слушать.

Если ученики затрудняются с немедленным ответом, можно предложить им примерить для связи разные слова. Тогда станет ясно, что первую пару предложений естественно соединить словом поэтому (в первом предложении причина, во втором – следствие), вторую – союзом но или однако (здесь противопоставление), четвертая пара соединяется союзом тоже (...истории про путешественников и пиратов он тоже любил слушать). Не так очевидна смысловая связь в третьей паре. Точнее, здесь можно представить себе разные виды связи. Если вставить союз потому что, смысл будет такой: неумение читать – причина любви к слушанью сказок; если бы умел, читал бы сам. Но допустим также союз но.

О том, как можно продолжить эту работу в 7–9-х классах, поговорим в следующей лекции.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему на экзамене предпочтение отдано сжатому, а не подробному изложению?

2. С чего надо начинать подготовку к сжатому изложению текста-рассуждения?

3. Какие задания можно придумать, чтобы сделать из фрагмента книги “Катя и крокодил” (авторы – Н.Гарнет и Г.Ягдфельд) упражнение на сжатие текста?

Папа ушел, а кран в ванне остался открытым. Да и кто помнил бы о кране, когда такое творилось в доме!

Вода в ванне все поднималась. И крокодил поднимался вместе с ней, покачиваясь на поверхности. Когда он поднялся настолько, что мог дотянуться до полочки, он проглотил мыло “Идеал” и уже повернулся к зубной щетке, как вдруг на подоконник открытого окна села птичка.

Крокодил уставился на нее и подплыл ближе. Птица беззаботно прыгала по подоконнику.

Вода поднялась уже так высоко, что крокодил спокойно перелез через край ванны на подоконник. Птица с любопытством смотрела на него одним глазом, склонив головку набок.

Крокодил полез по подоконнику.

Шагом марш! – крикнул скворец и, вспорхнув, скрылся в синем небе. А крокодил перелез на карниз и пополз над улицей.

Н.А. ШАПИРО,
А.В. ВОЛКОВА

Рейтинг@Mail.ru