Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2010

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Песни Великой Отечественной войны
на уроках русского языка

(Дидактический материал)

В преддверии 65-летия Великой Победы хочется предложить коллегам дидактический материал по разделу “Синтаксис”, созданный на основе текстов песен, посвященных Великой Отечественной войне. В ходе изучения пунктуационных правил ученикам предлагается повторить материал из курса “Орфография”.

Строки из стихотворений могут быть интересными для учителей, работающих в 5–6-х классах, также этот материал будет полезен ученикам 10–11-х классов при подготовке к ЕГЭ.

После каждого отрывка приводится список встречающихся в нем орфограмм. Кроме этого, некоторые фрагменты снабжены заданиями для смыслового, речеведческого и лексического анализа текста, а также для анализа выразительных языковых средств.

I. Обращение. Прямая речь

1.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

(“Священная война”)

Орфограммы

1. Правописание суффиксов -ск-/-к- в именах прилагательных.

2. Правописание окончаний прилагательных.

3. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Задания

1. Поясните лексическое значение слова орда. С какой целью автор использует это устаревшее слово?

2. Объясните, с помощью каких языковых средств автор добивается эмоциональности звучания текста.

2.

До свиданья, города и хаты, –
Нас дорога дальняя зовет.

Орфограммы

1. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

2. Правописание окончаний прилагательных.

3. Правописание предлогов с именами существительными.

3.

На заре, девчата, выходите
Комсомольский провожать отряд.
Вы без нас, девчата, не грустите, –
Мы придем с победою назад.

(“До свиданья, города и хаты”)

Орфограммы

1. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

2. Правописание суффикса -ск-/-к- в именах прилагательных.

3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

4. Правописание частицы не с глаголами.

5. Правописание приставок пре- и при-.

Задания

1. Подберите антонимы к словам провожать и грустить.

2. Назовите в тексте слово разговорного стиля.

4.

– Что ты, Вася, приуныл,
Голову повесил,
Ясны очи замутил,
Хмуришься, невесел?
С прибауткой-шуткой в бой
Хаживал, дружочек!
Что случилось вдруг с тобой,
Вася-Василечек?
Ой, милок,
Ой, Вася-Василек!

(“Вася-Василек”)

Орфограммы

1. Правописание приставок пре- и при-.

2. Правописание ь после шипящих.

3. Правописание не с прилагательными.

4. Правописание суффиксов -ик/-ек- в именах существительных.

5. Правописание о и е после шипящих.

Задания

1. Укажите, слова каких стилей встречаются в тексте.

2. Найдите фразеологический оборот, объясните его значение.

3. Объясните употребление просторечий в тексте.

5.

В лесах врагам спасенья нет.
Летят советские гранаты!
И командир кричит им вслед:
“Громи...
Громи захватчиков, ребята!”

(“Шумел сурово Брянский лес”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

3. Правописание суффиксов -ск-/-к- в именах прилагательных.

4. Слитное – раздельное написание наречий.

Задания

1. Подберите синонимы к слову захватчики.

2. Найдите слово, имеющее омонимы. Приведите их толкование.

6.

Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!

(“Ой, туманы мои, растуманы”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание приставок на -з/-с.

Задания

1. Объясните значение слова родные.

2. Какое значение привносит приставка рас-, присоединенная к слову туманы? Как называется это слово: а) архаизм; б) историзм; в) неологизм?

7.

На прощанье сказали герои:
“Ожидайте хороших вестей!”

(“Ой, туманы мои, растуманы”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание разделительного ь.

Задания

1. Подберите антоним к слову прощанье.

2. Постройте синонимический ряд со словом хорошие.

8.

Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.

(“Вечер на рейде”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание приставок на -з/-с.

3. Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Задания

1. Обозначьте все морфемы в слове предрассветный.

2. Что означает здесь слово поход? Дайте его толкование.

9.

В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.

(“Моя Москва”)

Орфограммы

1. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

2. Правописание частицы не с глаголами.

3. Правописание личных окончаний глаголов.

Задания

1. Найдите слова с чередованием полногласных – неполногласных.

2. Дайте толкование слова станица.

10.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.

(“В землянке”)

Орфограммы

1. Правописание разделительного ь.

2. Правописание окончаний причастий.

3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Вопросы

1. На основе какого художественного средства выразительности построены образы в этом отрывке?

2. Какое синтаксическое средство сообщает отрывку особую экспрессию?

11.

Слышишь, милая, далекая моя?
Защищаем мы родимые края.

(“Есть на севере хороший городок”)

Орфограммы

1. Правописание личных окончаний глаголов.

2. Правописание ь после шипящих.

3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

12.

Он камень сжимал посиневшей рукой
И тихо сказал, умирая:
“Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес –
Затем, чтоб вдали
От крымской земли
О ней мы забыть не могли…”

(“Заветный камень”)

Орфограммы

1. Правописание приставок на -з/-с.

2. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

3. Правописание окончаний прилагательных.

4. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

5. Правописание суффиксов -ек-/-ик- в именах существительных.

6. Правописание частицы не с глаголами.

7. Правописание наречий: слитное, раздельное, через дефис.

13.

Не ты ли, моряк, в рукопашном бою
С врагами сражался геройски?
Так что же встревожило душу твою?
Скажи нам, товарищ, по-свойски.

(“О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание частиц.

3. Правописание наречий: слитно, раздельно, через дефис.

14.

Парня встретила славная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья.
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
“Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонек?”

(“Огонек”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание частицы не с глаголами.

3. Правописание приставок.

15.

В ответ дивчина гордая
Шутила, видно, с ним:
“Когда вернешься с орденом,
Тогда поговорим”.

(“На солнечной поляночке”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание ь после шипящих.

3. Правописание приставок.

16.

Артиллеристы, точный дан приказ,
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

(“Песня артиллеристов”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание двойных согласных.

3. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне.

4. Правописание приставок пре-/при-.

17.

Узнай, родная мать, узнай, жена-подруга,
Узнай, далекий дом и вся моя семья...

(“Песня артиллеристов”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание приставок.

18.

Раскудрявый клен зеленый, лист резной.
“Здравствуй, парень, мой хороший, мой родной!”

(“Смуглянка”)

Орфограммы

1. Правописание приставок на з/с.

2. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

3. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

19.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят...

(“Соловьи”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание разделительного ь.

3. Правописание частицы не с глаголами и числительными.

4.Правописание ь после шипящих.

20.

Сторонка, сторонка родная,
Ты солдатскому сердцу мила.
Эх, дорога моя фронтовая,
Далеко ты меня завела.

(“Сторонка родная”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание суффиксов прилагательных -к-/-ск-.

3. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

21.

Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

(“Где же вы теперь, друзья-однополчане”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. Правописание суффиксов прилагательных.

Н.В. КИСЕЛЕВА,
гимназия № 3,
г. Ярославль

Рейтинг@Mail.ru