Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №14/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

Игра «Умники и умницы»
по теме «Фонетика»

5-й класс

Цели:

• Развитие познавательных интересов.

• Повторение знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела «Фонетика».

• Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки.

• Развитие умения соблюдать правила игры.

I. Отборочный тур

• Что изучает фонетика? (Звуки.)

• Сколько букв в русском алфавите? (33.)

• Сколько букв, обозначающих гласные звуки, в русском алфавите? (6.)

• Какие две буквы русского алфавита называют немыми? (Ъ, ь.)

• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (После согласных.)

• Что изучает орфоэпия?

• Какие согласные всегда твердые? (Ж, ш, ц.)

• Какие согласные всегда мягкие? (Ч, щ.)

• Что изучает каллиграфия? (Четкое и красивое начертание букв.)

• Какие слова нельзя разбить для переноса? (Из одного слога.)

• Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий.)

• Какая буква русского алфавита употребляется реже других? (Ф.)

• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова.)

• Какие согласные всегда звонкие? (Сонорные: л, н, м, р, й.)

• В чем разница в произношении звонких и глухих согласных?

• Как обозначается мягкость согласного на письме? (Ь, я, ё, ю, е, и.)

• В каком случае в сочетании согласных с ч, щ пишется ь? Привести примеры. (Льщ, льч, мальчик, пальчик, болельщик, мебельщик.)

• В каком слове 7 букв я? (Семья.)

• В каких словах сто согласных? (Стог, стон, стол, стой.)

II. Состязания на дорожках

Красная дорожка (нельзя ни разу ошибиться)

1. Сколько раз встречаем звук [з] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе? (Звук [з] не встречается ни разу.)

2. Назовите слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами, а одна буква обозначала бы два звука. (Конь, якорь.)

3. Как изменить слово кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Гость.)

4. Назовите слово, в котором все согласные звонкие: молотьба, багаж, сжечь, сбережешь.

Желтая дорожка (допустима одна ошибка)

1. Прочитайте предложение: Документ подписан директором. Сколько раз встречается звук [т] в предложении? (3.)

2. В каком слове все согласные мягкие: шинель, теория, тире, ценишь?

3. Сколько звуков в словах июль, ненастный? (Соответственно 4, 8.)

4. Вспомните слово, в котором три подряд одинаковые буквы. (Длинношеее.)

Зеленая дорожка (допустимы две ошибки)

1. Запишите слова, данные в транскрипции орфографически [па?зб’ищ’э], [спарцм’эн].

2. Расставьте ударение в словах: свекла, алфавит, процент, звонит.

3. Прочитайте предложение: Всякому мила своя сторона. Сколько мягких согласных в этом предложении? (3.)

4. Отгадайте метаграмму:

С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка-безрукавка,
С з скачу в лесу по травке,
С г меня крепи к детали
Из железа или стали.

(Чайка – лайка – майка – зайка – гайка.)

III. Подведение итогов. Награждение победителей.

И.В. ТУМАКОВА,
Иркутская обл.