Я ИДУ НА УРОК
5-й класс
Лексика. О чем говорят устаревшие словаЦели урока: 1) познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов в русском языке; 2) учить пользоваться толковым словарем и извлекать информацию из текстов; 3) воспитывать интерес к истории родного языка, родной страны. Оборудование: картины с изображением старинного быта русских крестьян, предметы русского быта (лапти, прялка, светец, лучина и т.д.) или их рисунки, фотографии. ХОД УРОКА 1. Объяснение нового материала. Слово учителя. Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кафтан, то слово постепенно забывается. Давайте найдем слово кафтан в словаре. Что оно обозначает? Носят ли кафтаны сейчас? Как помечаются устаревшие слова в словаре?
Почему устаревают слова? Во-первых, из жизни уходят называемые словом предметы, явления действительности. Но есть и другая причина устаревания слов. Найдите в словаре слово кушак. Пользуемся мы сейчас этим предметом? А словом? То есть место слова кушак заняло другое слово – пояс – с тем же значением. Итак, многие слова перестали употребляться, потому что они были вытеснены новым словом-синонимом. Слова, которые устаревают потому, что исчезают обозначаемые ими явления действительности, называются историзмами. Слова, которые устарели потому, что их сменили синонимы, называют архаизмами. 2. Тренировочные упражнения. Задание 1. Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка. (См. Приложение) Задание 2. Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя «потомков». От каких старинных слов ведут происхождение слова: перстень; наперсток; перчатка; челка; устный? Задание 3. Найдите устаревшие слова в отрывке из стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?
Давайте и мы побываем в крестьянской избе. Задание 4. Работа с текстом.
1. Определите тему текста, озаглавьте его. 2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
1. Определите тему текста, озаглавьте его. 2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи. Слово учителя. С прялкой связана не только работа, однообразная и утомительная, но и первые девичьи волнения и переживания. Если парень дарил девушке прялку, а та принимала ее, это означало, что она к нему неравнодушна. Естественно, что такой молодой человек старался сделать «парадную часть» прялки – гребень – покрасивее. Вырезал узоры, выпиливал, красил... Он знал, что, получив подарок, его избранница тут же позовет подруг. И тогда все узнают, как он любит свою ненаглядную, коль сумел своими руками сотворить такую красоту. Задание 5. Отгадайте загадки. Мышка ходит по брусочку, роняет по кусочку. (Горящая лучина.) Белое ест, черное роняет. (Лучина горит.) Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки. (Светец.) На осине (липе) сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу. (Прядение.) Задание 6. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник. Задание 7. Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря. 1. Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. 2. Баба-яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. 3. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. 4. Здравствуйте, купцы чужеземные! 5. Заприметил король и стал его выспрашивать: – Что с тобой сделалось? Аль кручина какая? 6. Да вот тебе мое рукоделье: где бы ни был, а как станешь умываться – завсегда утирай лицо этой ширинкою. 7. Я по коробу метен, по сусеку скребен, на сметане мешен, на окошке стужен. 8. Приходит стрелец к большому великолепному дворцу; клубок докатился до ворот и пропал. 3. Подведение итогов урока. Какие слова называют устаревшими? Почему слова устаревают? О чем рассказывают устаревшие слова? Нужно ли собирать, беречь устаревшие слова? ПРИЛОЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА Василиса Прекрасная и другие сказки. Русские народные сказки из сборника А.И. Афанасьева. М.: Стрекоза-пресс, 2006. Волков В.М. Русская деревня. Труд, быт и нравы наших предков. М.: Белый город, 2005. Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по Стране слов. М.: Просвещение, 1991. С. 238. С.И. ЖУРАВЛЕВА, |