Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

5-й класс

 

Игровой урок

Правописание личных окончаний глагола

1. Игра «Верю – не верю»

Цель игры: научиться различать по ударным и безударным окончаниям глаголы 1-го и 2-го спряжения.

Правила игры: несколько участников становятся в одну шеренгу. Учитель читает по пункту. Ученики (все по очереди) говорят: «Верю» (если это правильно) или «Не верю» (если это неправильно). Тот, кто ошибается, остается на месте, тот, кто ответил правильно, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто первым дошел до определенной черты (то есть ни разу не ошибся).

Проведение игры

1) В 1-м лице единственного числа у всех глаголов одинаковое окончание. (Да, -ю, -у.)

2) Глаголы 1-го спряжения имеют е или ё во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. (Да.)

3) Правильно говорить жгет? (Нет: жжет.)

4) Если окончание глаголов ударное, то правописание их не вызывает затруднений. (Да.)

5) В безударном положении личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения произносятся одинаково, поэтому требуют особой проверки. (Да.)

6) Правильно говорить борятся? (Нет.)

7) Чтобы отличить глагол 1-го спряжения от глагола 2-го спряжения в безударном положении, необходимо поставить глагол в неопределенную форму. (Да.)

8) Все глаголы на -ить относятся ко 2-му спряжению, кроме слов-исключений. (Да.)

9) Брить, стелить, зиждиться относятся к 1-му спряжению. (Да.)

10) Литературная норма – мучит, разговорная – мучает. (Да.)

11) Глаголы хотеть, бежать, брезжить являются разноспрягаемыми. (Да.)

12) Ко второму спряжению относятся 11 исключений на -ать, -еть. (Да.)

2. Игра «Нагрузи поездок»

Цель игры: соединить корень и безударное окончание глагола.

Ход игры: в паровозик вставляется корень слова, в вагончик – его окончание. Если слово правильно собрано, оно записывается в тетрадь. Можно работать в группах, можно выходить отвечать по одному. Корень можно оставлять, добавляя только личные окончания.

пряч- | -ишь

вид- | -ет

стел- | -ит

3. Игра «Пантомима»

Класс делится на 2 группы. Одна группа представляет глаголы 1-го спряжения, вторая – 2-го спряжения. Группа задумывает какое-то действие и показывает его другой группе. Вторая угадывает действие и записывает глагол в 3-м лице множественного числа.

Например:

1-е спряжение: пишут, рисуют, считают, копают и т.д.;

2-е спряжение: стоят, сидят, клеят, дышат и т.д.

4. Игра «Цветные глаголы»

Учитель показывает круг с определенным цветом. Ребята образовывают от названия цвета глагол и записывают его во 2-м лице множественного числа (например, краснеете, белеете, синеете, зеленеете и т.д.).

5. Магический квадрат

Цель: определить, какую гласную вы напишете в окончании глагола. Впишите в клетки по порядку только гласную и или е. Соедините все буквы и. Какой знак получился? (Должна получиться буква и.)

Дышит, скачет, моет, стелет, смотрит.
Рубит, убегает, борется, гонит, держит.
Пилит, колет, слышит, рисует, видит.
Ненавидит, зависит, бреет, мелет, терпит.
Обидит, замерзает, тает, мерзнет, вертит.

С С С С С
С С С С С
С С С С С
С С С С С
С С С С С

 

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru