Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

Повторение изученного в 1–4-х классах.
Правописание и, у, а после шипящих

Цель урока: вспомнить и закрепить орфограмму, шипящие звуки, знать о написании и, у, а после шипящих, отработать орфографические навыки; развивать внимание, эрудицию.

ХОД УРОКА

1. Работа с текстом cтихотворения.

Жили-были Жи и Ши –
Две прекрасных госпожи.
Жи умела печь коржи,
Шить в тиши любила Ши.
С ними Петя не дружил(Петя правил не учил).
С буквой ы их написал,
Двойку тут же схлопотал.
Если встретишь Жи и Ши,
Две прекрасных госпожи,
Ты подумай, не спеши,
С буквой и их напиши.

1. Какого правила не знал Петя?

2. Какие звуки мы называем шипящими? ([ж], [ш], [щ], [ч].)

3. Какие слова в этом стихотворении соответствуют этому правилу? Выпишите их.

Жили, Жи, Ши, госпожи, коржи, шить, в тиши, не дружил, не спеши, напиши.

Орфограмму подчеркните.

2. Материал для размышления:

Почему же слова брошюра, жюри, парашют пишутся с ю?

Составьте с этими словами словосочетания и предложения.

3. Работа с учебником.

4. Решаем кроссворд.

1. 60 минут.

2. Речная рыба-хищник.

3. Густой дремучий лес.

4. Животное с длинной шеей.

5. Небольшое количество воды на дороге.

6. Дикая роза с красными плодами.

Ответ:

час
щука
чаща
жираф
лужица
шиповник

Сделаем выводы:

1. На какое правило составлен кроссворд?

2. Подчеркните орфограммы в словах.

5. Запись под диктовку на доске (по 5 словосочетаний каждый):

Березовая роща, вкусная пища, колючий шиповник, голубая чашка, кисловатый щавель, неожиданные чудеса, площадка для тенниса, шелковые чулки, чугунная сковородка, качать ребенка, навещать больного, маленькие зайчата, спортивные лыжи, кавказская овчарка, стальная пружина, брошюра о профилактике гриппа, серые мыши, справедливое жюри, прыгать с парашютом, ищут грибочки, жирное пятно, щурить глаза, просить пощады, искренние чувства, солдатская шинель, щипать траву, бедное жилище, домашнее животное, чужая собака, огородное чучело, большая щука, искусное шитье, широкий поясок, точные часы, сварить щи, кочан капусты, чайная ложка, новый абажур, чахлое растение, приехать из Чувашии, пишущий Жюль Верн, щупальца осьминога, свищут ветры.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание. Повторите правило, запомните словарные слова жюри, парашют, брошюра.

С.М. Вовк,
пос. Софрино,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru