Я ИДУ НА УРОК
Безударные гласные в корне словаТип урока: повторительно-обобщающий. Цель: проверить сформированность понятия «Безударная гласная». Оборудование. Учебник русского языка. Практика. 5-й класс. Под ред. А.Ю. Купаловой. ХОД УРОКА 1. Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило». На доске текст:
Вопросы и задания • Прочитайте отрывок из стихотворения. • Какой орфограмме соответствуют пропуски букв? • Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву? • Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму. 2. Сообщение темы урока. Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».
• Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.) • Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.) • Какие позиции есть у звуков? • Что мы записываем с помощью букв? • Когда гласная буква занимает сильную позицию? Вот и вышли на главное правило:
Гласные звуки полны коварства. Среди них есть такие, которые проверяются ударением, есть и такие, которые необходимо запомнить, и тут нас выручает словарь. Оформление тетради; упр. 425, стр. 144. 3. Самостоятельная работа – «работа в парах». (Ученики используют памятки-алгоритмы, которые раздаются каждому, см. Приложение.) «Исследователи» 1-й вариант – упр. 429. Сделайте вывод: какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного? 2-й вариант – упр. 430. Сделайте вывод: какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного? Ученики после выполнения работы свои ответы сверяют с образцом (ключами), после чего обмениваются результатами своих «исследований» в парах и делают общий вывод по этим упражнениям. Физкультминутка 4. «Найдите лишнее слово»:
– А откуда пришли к нам эти названия, расскажут девочки (заранее подготовленные) (см. Приложение). Откройте доску с записями слов: картофель, капуста, огурец, помидор, редис, редька, чеснок. – Почему именно об этих овощах мы с вами говорили? (В этих словах есть безударная гласная.) – Какое лишнее слово есть среди них? (Редька, в этом слове нет безударной гласной в корне.) – Сделайте транскрипцию этого слова. 5. Развитие речи. – Придумайте и запишите по 5 слов на тему «Зима». – Устно составьте с одним или несколькими словами предложение. (При проверке его выбираем лучшее предложение и делаем его синтаксический разбор (см. памятку в конце Приложения). – А какое событие ожидает вас зимнею порою? (Каникулы.) Каникулы – любимое слово всех учеников. Но когда-то это латинское слово к школе не имело никакого отношения. В Древнем Риме «каникулой» называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В переводе слово буквально означает «собачка», «щенок». В период наиболее жарких дней в году (в июле–августе) солнце проходило через это созвездие, тогда и делали перерыв в занятиях и работе. Это время так и стали называть – «каникулы». Кроссворд (см. Приложение) – Впишите в данный кроссворд любые слова с безударной гласной, где ключевым словом является слово каникулы. Можно пользоваться орфографическим словарем. «Аукцион синонимов» В зимнюю стужу не помешает согреться в теплом жилище. Вспомните известные вам названия жилищ. Откройте доску с вариантом ответов (см. Приложение). Выпишите только те слова, в которых есть безударная гласная. 6. Домашнее задание (оценка на выбор). 1. «3» – зашифруйте выбранные вами слова, например: гнездо – «птичий домик», силач – «очень сильный человек». 2. «4» – зашифруйте три слова и с ними составьте предложения. 3. «5» – напишите мини-сочинение на одну из тем: «Зима», «Каникулы». 7. Итог урока: – Как вы будете действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? – Какой шаг будет первым? (Можно пользоваться памяткой.) В заключение читаю стихотворение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Памятки-алгоритмы.
(Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов.) Напишите слово, вставьте букву. Обозначьте орфограмму.
2. Возникновение слов. Картофель. Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Как и трюфели, они растут под землей. Вот картофель в Италии, куда его привезли из Америки, и назвали грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы изменили в картофельн. Отсюда и наше слово картофель (картошка). Капуста. Это слово латинское по происхождению и означает «кочан, головка капусты». Огурец. Название это восходит к греческому слову агурос и означает «неспелый, несозревший». Действительно, дыни, арбузы чем спелее, тем вкуснее, а огурцы, наоборот, ценятся, пока они не созрели совсем, не пожелтели. Их едят незрелыми – отсюда и название. Помидор. Слово происходит от итальянского помидоро, что означает «золотое яблоко». Томатом же это растение назвали перуанские индейцы. Редис. Редька. Съедобной частью этих растений является корень. Объединяют эти растения и очень похожие по произношению названия. А все потому, что они восходят к единому латинскому слову, которое в переводе означает слово корень. Чеснок. Слово чеснок происходит от слова чесати. Первоначальное значение – «расщепленный на дольки (лук)». «Аукцион синонимов» Изба, терем, хоромы, дворец, хата, хижина, хибара, пещера, нора, дача, вилла, юрта, сакля, иглу, дом, особняк, чум, вигвам, флигель. ОБРАЗЕЦ ОТВЕТОВ Вариант 1 Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного, можно изменить число существительного, образовать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи. Вариант 2 Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного, можно изменить прилагательное (образовав полную или краткую форму), образовать прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи. План характеристики предложения 1. По цели высказывания. 2. По эмоциональной окраске. 3. По числу грамматических основ. 4. По наличию второстепенных членов предложения. 5. Предложение осложнено. И.А. ХВОСТАНЦЕВА, |