Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2008

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

 

Стартовый контроль
знаний, умений и навыков по русскому языку

Пояснительная записка

Тесты предназначены для проведения стартового контроля знаний, умений и навыков по русскому языку.

Характер и уровень сложности тестовых заданий соответствуют требованиям к подготовке учащихся, отраженным в «Обязательном минимуме содержания общего образования по русскому (родному) языку».

Тесты ориентированы на программу и учебник под редакцией Н.М. Шанского.

Тестовые задания по своей форме приближены к контрольно-измерительным материалам Единого государственного экзамена по русскому языку.

Используются тестовые задания трех типов:

– задания типа А – с выбором ответов;

– задания типа В – с кратким ответом;

– задания типа С – с развернутым ответом.

В заданиях типа А ученику предлагается четыре готовых ответа, из которых он должен выбрать один правильный.

В заданиях типа В предлагается самостоятельно оформить ответ и записать его кратко – одним словом, словосочетанием, цифрой.

В заданиях типа С – с развернутым ответом – ученик демонстрирует умение самостоятельно формулировать ответ, логично и последовательно излагать аргументы, приводить примеры, а иногда и писать сочинения-рассуждения.

Критерии оценки задания типа С

Аспекты оценивания Балл Критерии оценки
Содержание 2 Отражены все указанные элементы содержания ответа, при этом нет неверных объяснений. Имеются тезис, обоснование, вывод
1 Отражены не все указанные элементы содержания ответа. Имеется только тезис
Композиция, логичность построения ответа 2 Нет нарушений последовательности изложения и абзацного членения
1 Есть 1 нарушение последовательности изложения и/или абзацного членения
Орфографическая грамотность 2 Нет орфографических ошибок или одна негрубая
1 1 орфографическая ошибка
Пунктуационная грамотность 2 Нет пунктуационных ошибок или одна негрубая
1 Допущены 1–2 ошибки
Владение грамматическими нормами 1 Нет грамматических ошибок (в построении предложений или словосочетаний)
Владение речевыми нормами, точность речи 1 Нет речевых ошибок (в употреблении слов, порядке слов…)

При оценке результатов выполнения работы учитываются правильность решения задачи и уровень сложности задания. Правильное выполнение заданий типа А и В оценивается одним баллом; задания типа С в зависимости от сложности и объема оцениваются баллами от 1 до 5. Максимальное количество баллов за тест – 35.

Максимальное количество баллов за задание типа С – 10.

На выполнение теста отводятся 40–50 минут.

Шкала соответствия тестовых баллов и школьных отметок.

Школьная отметка Тестовый балл
«5» 30–35
«4» 25–29
«3» 20–24
«2» до 20

Инструкция для учащихся по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку дается 80 минут. Работа состоит из трех частей. Часть А состоит из 19 заданий (А1–А19). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть В состоит из 6 заданий (В1–В6). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу по тексту.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

 

5-й КЛАСС

ЧАСТЬ 1

Выполните задания А1–А19.

А1. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

1) Ветерок;

2) перелесок;

3) поезд;

4) сдача.

А2. В каком слове безударный гласный в корне можно проверить словом чистый?

1) Ч_стенько (заходит);

2) ч_стюля;

3) проч_тал;

4) ч_сы.

А3. В каком слове пишется буква и?

1) Ж_лтеть;

2) ж_вотное;

3) ж_леть;

4) ж_вать.

А4. В каком слове на месте пропуска пишется буква ж?

1) Шала(ж,ш);

2) малы(ж,ш);

3) ши(ш,ж)ка;

4) варе(ш,ж)ка.

А5. Укажите слово, в корне которого нет непроизносимого согласного.

1) Чес_ный;

2) сер_це;

3) чуде_ный;

4) лес_ница.

А6. Найдите слово с разделительным ь.

1) В_юга;

2) с_умел;

3) с_ежился;

4) об_единили.

А7. Укажите слово с предлогом.

1) (В)лес;

2) (в)лез;

3) (на)града;

4) (за)был.

А8. Укажите слово, в конце которого после шипящего пишется ь.

1) Калач?;

2) ноч?;

3) гараж?;

4) малыш?.

А9. Укажите слово, в котором не надо писать удвоенные согласные.

1) Па(с,сс)ажир;

2) ра(с,сс)тение;

3) ра(с,сс)тояние;

4) Ро(с,сс)ия.

А10. Укажите существительное 1-го склонения.

1) Ватрушка;

2) местность;

3) сердце;

4) сноп.

А11. Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется и.

1) Взять у подруг_;

2) мечтать об игрушк_;

3) подойти к речк_;

4) растет на топол_.

А12. Укажите глагол 1-го спряжения.

1) Говор_ть;

2) вид_ть;

3) кле_ть;

4) стел_ть.

А13. Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется и.

1) Пиш_шь в тетради;

2) стел_шь постель;

3) смотр_шь в окно;

4) лбом стукн_шься.

А14. В каком предложении есть ошибка в постановке запятой?

1) Он чмокнул губами, и сделал Каштанке знак рукой.

2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары.

3) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.

4) Дождь прошел, а землю не напоил.

А15. Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется е.

1) Ярк_м цветам;

2) свеж_м утром;

3) сквозь прошлогодн_ю листву;

4) идти по дремуч_му лесу.

А16. Укажите, в каком словосочетании не пишется слитно.

1) (Не)здоровается;

2) (не)здоровится;

3) (не)бережет;

4) (не)видит.

А17. Прочитайте предложение.

Наступает золотая осень и румянит крупные кисти рябин.

Укажите грамматическую основу этого предложения.

1) Наступает осень;

2) румянит кисти;

3) наступает и румянит;

4) осень наступает и румянит.

А18. Укажите номер сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

1) Зашумели вершины елей и сосен.

2) Мы подошли к ручью и остановились.

3) Море дышало влажным ароматом и что-то ласково шептало.

4) Налетел ветер и зашумели вершины деревьев.

А19. В каком предложении выделенное слово стоит в винительном падеже?

1) Мой сад с каждым днем увядает.

2) Сквозь бурые сучья деревьев белеет небо.

3) Облака очень низко висят над серой водой.

4) Тонкий туман стоит над полями.

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С1.

(1) Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! (2) Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. (3) В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
(4) Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю!

(К.Паустовский)

 

В1. Из 2-го предложения выпишите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.

В2. Из 1-го предложения выпишите слова с двумя приставками.

В3. Из 3-го предложения выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

В4. Из 4-го предложения выпишите глагол 2-го спряжения.

В5. Укажите номер сложного предложения.

В6. Из предложений 1–2 выберите предложение с однородными сказуемыми и укажите его номер.

ЧАСТЬ 3

С1. Продолжите текст. Напишите 3–5 предложений о грозе.

 

6-й КЛАСС

ЧАСТЬ 1

Выполните задания А1–А19.

А1. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

1) Чашка;

2) вырубка;

3) ложка;

4) дуб.

А2. Укажите неправильно образованную форму слова.

1) Нет сапог;

2) без чулок;

3) много апельсин;

4) нет носков.

А3. В каком слове неверно обозначен ударный гласный звук?

1) КаучУк;

2) щавЕль;

3) киломЕтр;

4) дремотА.

А4. У какого слова лексическое значение определено неверно?

1) Планетарий – прибор, с помощью которого на куполообразном экране воспроизводится движение планет и других небесных тел.

2) Озимь – только что выпавший снег.

3) Ретивый – усердный, старательный, живой.

4) Пряный – ароматный и острый по вкусу и запаху.

А5. В каком словосочетании выделенное слово имеет прямое значение?

1) Мягкий свет;

2) мягкий знак;

3) мягкий мох;

4) мягкий климат.

А6. В какой паре слова не являются синонимами?

1) Гигант – колосс;

2) одаренный – талантливый;

3) ликовать – торжествовать;

4) жажда – увлечение.

А7. В каком ряду все слова пишутся с ь?

1) Из-за туч?, мимо рощ?, тиш?;

2) несколько задач?, береч?ся, читаеш?;

3) стережеш?, рож?, стрич?ся;

4) нож?, калач?, рисуеш?.

А8. В каком слове есть приставка над-?

1) Надежда;

2) надомница;

3) надкостница;

4) надо.

А9. В каком ряду все слова с непроверяемой безударной гласной в корне?

1) Вокзал, гардероб, гитара;

2) апельсин, сочетание, гимнастика;

3) лиловый, расписание, огромный;

4) арена, собирать, водовоз.

А10. Найдите ошибки в объяснении орфограммы.

1) ИзлОжение – чередующаяся гласная в корне -лаг-/-лож-, перед ж пишем о;

2) опЕрация – чередующаяся гласная в корне -пер-/-пир-, после корня есть суффикс -а;

3) шЕпот – буквы о–ё в корне слова после шипящих, ё пишем в ударной позиции.

4) шОрох – буквы о–ё в корне слова после шипящих, слово-исключение.

А11. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?

1) Ш_пот, над задач_й, луч_м;

2) ш_рох, ситц_м, зайч_нок;

3) чащ_ба, врач_м, марш_м;

4) туч_й, чаш_й, ж_лтый.

А12. В окончаниях какого слова пишется и?

1) Письмо к учительниц_;

2) заниматься в студи_;

3) ехать в трамва_;

4) деревья в ине_.

А13. В каком предложении есть неопределенная форма глагола?

1) Свежо предание, но верит_ся с трудом.

2) Смелого пуля боит_ся, смелого штык не берет.

3) Сын старика услышал наш разговор и вышел познакомит_ся.

4) Носит_ся над степью суховей.

А14. В каком примере не пишется слитно?

1) Он (не)боится трудностей.

2) Ему (не)здоровится.

3) Мой друг никогда (не)говорит плохо об отсутствующих.

4) Настоящий друг никогда (не)бросит в беде.

А15. В каком примере пишется и?

1) Чита_шь роман;

2) стел_шь постель;

3) кле_шь конверт;

4) лист не колыш_тся.

А16. Какая форма множественного числа образована неправильно?

1) Директора;

2) торты;

3) шофера;

4) тренеры.

А17. Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено неверно.

1) Хорошо рисовать;

2) увлекаться чтением;

3) рассказ о путешествии;

4) интересная экскурсия.

А18. Найдите ошибки в анализе предложения (перед неверными утверждениями поставьте знак «–»).

Прекрасны вы, поля земли родной!

1) Это предложение простое.

2) Это предложение осложнено однородными членами.

3) Это предложение восклицательное.

4) Это предложение осложнено обращением.

А19. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда!

2) Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза.

3) С улицы послышался лай собаки и она хотела ответить на него.

4) Утром она познакомилась с гусем Иваном Ивановичем и котом Федором Тимофеевичем, и начались «чудеса в решете».

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С1.

(1) Существует такая легенда: однажды греческий художник написал на картине гроздь винограда. (2) Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
(3) Возможно, что такого случая никогда и не было, но легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. (4) Само слово живопись значит живописать, то есть писать жизнь.

(По Е.Каменевой)

В1. Из первого предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

В2. Выпишите из текста глагол, состоящий из приставки, корня, суффикса, окончания и постфикса.

В3. Выпишите из текста глагол, соответствующий характеристике: несов. в., 2-е спр., в наст. вр., 1-м л., мн. ч.

В4. Из 2-го предложения выпишите существительное(ые) в вин. п.

В5. Укажите номер сложносочиненного предложения.

В6. Укажите номер предложения, которое осложнено однородными сказуемыми

ЧАСТЬ 3

С1. Как вы понимаете слово живопись? Напишите развернутый ответ из 4–6 предложений.

 

7-й КЛАСС

ЧАСТЬ 1

Выполните задания А1–А19.

А1. В сочетании беречь как зеницу ока выделенное слово является:

1) устаревшим;

2) заимствованным;

3) диалектным;

4) профессиональным.

А2. Какие пары слов не являются антонимами?

1) Рутина – новаторство;

2) отрицание – утверждение;

3) мудрый – глупый;

4) абстрактный – секретный.

А3. В каком слове пишется и?

1) Под_грать;

2) небез_звестный;

3) меж_нститутский;

4) раз_грать.

А4. В каком слове пишется е?

1) Кузнеч_к;

2) халат_к;

3) звоноч_к;

4) колокольч_к.

А5. В каком слове в окончании пишется е?

1) Рассказать о трагеди_;

2) о картинной галере_;

3) выйти из деревн_;

4) побывать в крепост_.

А6. В каком слове пишется и?

1) Ранн_м утром;

2) отдыхать на побережь_;

3) он стел_т:

4) подойти к окраин_.

А7. В какой строке есть слово с приставкой при-?

1) Пр_вольное житье;

2) пр_отвратительный характер;

3) пр_емник традиций;

4) пр_дать свои мечты.

А8. Отметьте неправильное согласование по роду.

1) Серый кенгуру;

2) красивый Баку;

3) новая АТС;

4) красивый бра.

А9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) «Держись, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан.

2) Речка надувается, и темнеет, она уже проснулась, и не сегодня завтра взорвется.

3) Чтение – вот лучшее учение.

4) Все пахло: кусты акации, листья сирени, листья смородины, лопуха…

А10. Укажите неправильное объяснение орфограммы.

1) Присесть – значение приставки – «неполное действие».

2) Подписчик – суффикс -чик- после буквы с.

3) Преграда – значение приставки синонимично значению приставки пере-.

4) Пригореть – после корня -гор- нет суффикса -а.

А11. В какой строке допущена ошибка в образовании формы существительного?

1) Много чулок;

2) много носок;

3) много помидоров;

4) много апельсинов.

А12. Укажите слово, в котором нет приставки об-.

1) Облегчить;

2) обнести;

3) облако;

4) обледенеть.

А13. В какой строке все слова пишутся с -нн-?

1) Деревя_ый, авиацио_ый, огне_ый;

2) карти_ый, песча_ый, балага_ый;

3) ути_ый, сви_ой, ремесле_ый;

4) иллюстрацио_ый, племе_ой, полотня_ый.

А14. В какой строке допущена ошибка в употреблении числительных?

1) Четверо друзей.

2) Не хватает полутораста страниц.

3) Гордиться шестистами девяносто шестью концертами.

4) Нет сорока школьников.

А15. Какое слово пишется раздельно?

1) Где(то);

2) (кое)о(ком);

3) кто(нибудь);

4) (кое)кто.

А16. В каком примере не пишется раздельно?

1) Пережить (не)удачу;

2) (не)большая, но интересная книга;

3) юноша крайне (не)вежлив;

4) давно (не)тренировался.

А17. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Звонит;

2) баловать;

3) щавель;

4) издавна.

А18. Укажите переходный глагол.

1) Плыть;

2) читать;

3) решаться;

4) поделиться.

А19. Укажите ошибку в определении морфологических признаков слов из предложения.

По сырой мягкой земле неторопливо и почти бесшумно продвигалась крестьянская подвода.

1) (По) мягкой (земле) – прилаг., н.ф. – мягкий, отн.; в дат. п., ед. ч, ж.р.

2) Продвигалась – глагол, н.ф. – продвигаться, несов. в., неперех., 1-е спр.; в прош. вр., ед. ч., ж.р.

3) Крестьянская – прилаг., н.ф. – крестьянский, отн.; в им. п., ед. ч., ж.р.

4) По – предлог.

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С1.

(1) Я назвал одесскую осень лучезарной. (2) Я слышал это слово еще в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла.
(3) Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный, бестрепетный, все озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.
(4) Одесская осень была лучезарна в полном значении этого слова. (5) Тихий розовеющий свет наполнял улицы. (6) Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но еще и оттого, что солнце шло над горизонтом все ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката.

(К.Паустовский. Повесть о жизни)

 

В1. Из 1-го предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В2. Из 5-го предложения выпишите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.

В3. Подберите антоним к слову терял из 6-го предложения.

В4. Выпишите слово с орфограммой «Буквы ы–и после ц».

В5. Какой частью речи является слово лучезарна из 4-го предложения?

В6. Из предложений 1–3 выберите сложноподчиненное предложение и укажите его номер.

ЧАСТЬ 3

С1. Как вы понимаете выражение лучезарная осень? Напишите текст-описание об осени из 4–6 предложений.

Л.В. НИКОНОВА,
г.Москва

 

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru