Я ИДУ НА УРОК
5-й класс
Повторение изученного в начальных классахВоображаемая экскурсия по осеннему паркуЦель: повторить и обобщить знания учащихся за курс начальной школы. Задачи: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами и графически обознача ть их, определять слово как часть речи, находить главные члены предложения, выполнять разбор слова по составу; расширить сведения о тексте, обогатить речь и развивать творческие способности учащихся; прививать любовь к родному языку, к родной природе. Оборудование: 1. Класс, украшенный листьями. Ваза с веточками и плодами рябины, букеты из листьев. 2. Литературный календарь о жизни и творчестве А. Пушкина. 3. Буклет «Грибная полянка» (съедобные и несъедобные грибы, рисунки, загадки, интересные сведения о грибах). 4. Словарные слова на тему «Урожай». 5. Буклет «Наше творчество» (работы учащихся: рисунки, стихи, фотографии, отрывки из сочинений на тему «Осень»). 6. Аудиозапись пьесы для фортепиано «Осенняя песнь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года». 7. Карточки, раздаточный материал. ХОД УРОКА Люблю я пышное природы увяданье... А.С. Пушкин I. Слово учителя Урок начинается с прослушивания «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (музыка звучит 1–2 минуты). – Наш сегодняшний урок не случайно начинается с «Осенней песни» П.И. Чайковского. Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка? (Чувства печали, грусти. Мысль о расставании.) Мы с вами совершим экскурсию по осеннему парку, полюбуемся красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе:
II. Работа с эпиграфом – Обратите внимание на эпиграф (главную мысль) урока: Люблю я пышное природы увяданье. Проблемный вопрос: – Почему у поэта сказано пышное природы увяданье? Можно ли пышно увядать? Что бывает пышным? (Клен, деревья. Прическа. Платье. Веточка сирени.) На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока. Индивидуальная работа по карточке 1 у доски. III. «Поэтическая полянка». Читаем стихи А.Пушкина – Начнем нашу прогулку по осеннему парку с «Поэтической полянки». Известно, что осень – любимое время года А.Пушкина. Поэт в Болдинскую осень написал столько произведений, сколько не сочинил за всю свою творческую жизнь. Учитель обращает внимание учащихся на литературный календарь, где рассказывается о детских и лицейских годах поэта. – Послушайте отрывки из романа А.Пушкина «Евгений Онегин». Пятиклассники читают наизусть отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Унылая пора! очей очарованье!» и «Уж небо осенью дышало». Сравним картины осени, которые нарисовал поэт. (В первом отрывке осень лучезарная, очаровательная, красивая, пышная, а во втором – печальная, дождливая, скучная.) IV. Проверка работы по карточке 1 у доски. Запись в тетрадь.
Вопрос классу Что значит графически обозначить орфограмму и что такое орфограмма? (Это – ошибкоопасное место в слове. Это – место, где нужно вспомнить и применить правило.) – Обратите внимание на слово караван. Кто может объяснить значение этого слова? (Стая птиц, летящих на юг.) – Верно. В толковом словаре С.И. Ожегова слово караван означает: 1) группу вьючных животных, перевозящих грузы, людей (в пустыне, степи); 2) группу следующих куда-нибудь торговых судов. А.Пушкин употребляет это слово по отношению к птицам, которые преодолевают по воздуху неимоверно трудный путь, многие погибают в дальней дороге. V. «Урожайная полянка». Словарная работа – Мы продолжаем с вами прогулку по осеннему парку и останавливаемся на «Урожайной полянке». Осень не только хороша своим красивым убранством, но и богата урожаем. Знаете ли вы слова на тему «Урожай»? Прежде чем познакомиться с новыми словарными словами, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете слова на тему «Школа». Пятиклассники по цепочке с места проговаривают орфографическим чтением слова: класс, ученик, дежурный, беседа, тетрадь, пенал, библиотека, рисунок, директор, карандаш, язык, экзамен, математика, портрет. – Вспомним, что значит проговорить слова орфографическим чтением? (Так, как они пишутся.) Для чего нужно так проговаривать слова? (Чтобы запомнить правильное написание.) – Верно. Ученые доказали, что не только глаза могут запоминать, но и наш артикуляционный аппарат: губы, язык, нёбо, зубы... Оказывается, если слово несколько раз правильно и четко произнести вслух, то наши речевоспроизводящие органы запоминают его. Сейчас дружно вполголоса проговариваем вместе со мной слова, расположенные на стенде: картофель, капуста, огурец, помидор, баклажан, морковь, свёкла, яблоко, орех, урожай, пшеница. Вопрос классу: – Ребята, обратите внимание на слово свёкла. Кто знает, как в нашей местности называют свеклу? (Бурак.) – А теперь найдите среди этих слов одно обобщающее, ключевое слово. (Урожай.) Дети записывают словарные слова в словарик. В это время учитель раздает вырезанные из бумаги кленовые листочки за правильные ответы учащихся с места и у доски. Индивидуальная работа по карточке 2 у доски. VI. «Грибная полянка» Осень – это еще и грибная пора. Инсценировка шуточного стихотворения (выходит группа девочек в шляпках-грибах). * * * Разбежались по полянке Только
ты не поддавайся А под елкой, а под елкой А лисички и волнушки – А веселые ребята – Нам и лето, нам и осень VII. Проверка работы по карточке 2 у доски. Запись в тетрадь.
Вопросы классу: – В чем синтаксическая особенность предложения? (В нем есть перечисление, или однородные члены.) Вспомните о знаках препинания при однородных членах, обратившись к схеме: O, O и O. Подумайте: каким членом предложения являются однородные члены? (Подлежащим.) Учитель показывает на схеме: VIII. Игра «Листопад» – Прежде чем мы займемся новой работой, давайте немножко отдохнем. Сядьте прямо. Поднимите руки вверх. Кисти рук – наши листочки. Помашите ими, пожалуйста. Настоящий листопад. А теперь разомкните пальчики – полетели кленовые листочки. Сомкните их – тополиные и березовые. Отдохнули? Опустите руки. IX. Творческая лаборатория. Проект «Защита работы». – Ребята! Обратите внимание на уголок «Наше творчество». Там представлены ваши работы: вы рисовали картины, сочиняли стихи, делали композиции, писали сочинения. Сейчас вы постараетесь представить или защитить свою работу. «Я люблю осень. Мы часто ходим в лес понаблюдать за природой. Я увидел красивую сухую веточку, привез ее домой и поставил в вазу. Затем вырезал из цветной желтой бумаги листик и закрепил его на ветке. Свою осеннюю композицию назвал «Последний листик». А совсем недавно я прочитал стихотворение “Последний лист”. Последний
лист на ветке голой
«Мне нравится рисовать природу. На моем рисунке изображен осенний лес. Все в ярко-рыжих тонах. Но природа все равно печальна. Скоро она сбросит свой прекрасный, но печальный наряд. Природа увядает, но увядает красиво». Кристина Войнова «Когда я шла из школы домой, то любовалась красотой осенних деревьев, их яркостью, величавостью, видела, как сонные березки, клены, осины сбрасывают свои разноцветные одежды. В небе увидела косяк уток, которые летели в теплые края. Я сочинила стихотворение: Наступила осень – славная пора! Мне бы хотелось разместить его под рисунком Кристины». Люда Краснова «Осень – грибная пора. В осеннюю пору хорошо побродить по лесу и подышать свежим воздухом. Кругом полно грибов: разноцветных сыроежек, толстяков-боровиков и коричневых маслят. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Осенью не услышишь никаких звуков, кроме шума дождя и шороха листьев. Готовятся к отлету птицы. Птицы на юг улетели,
Работа с текстом Карточки с текстом раздаются перед уроком. Чтение текста вслух одним из учащихся.
– Найдите в тексте слова, с помощью которых автор описывает осень. (Золотая осень. Разноцветные одежки, засыпающий лес. Багряные, золотые листья. Листья сравниваются с мягким ковром.) Обратившись к схемам, пятиклассники подбирают к ним примеры из текста. X. Вывод – Заканчивается наша воображаемая экскурсия по осеннему парку. Давайте вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете пушкинскую фразу: пышное природы увяданье? (Осень напоследок дарит нам щедрый урожай, поражает многоцветной красотой. Она прощается с человеком торжественно и величаво, поэтому поэт сказал пышное природы увяданье.) XI. Проверочная работа Карточки с текстом раздаются перед уроком.
XII. Итог урока Тихо звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. Ребята вспоминают экскурсию по осеннему парку. Учитель дарит всем на память кленовые листочки-закладки с творческим домашним заданием, благодарит ребят за урок. Домашнее задание (на выбор учащихся по теме «Осень»): рисунок, фото; сочинение; стихотворение. Е.Б. МЕЗЕНЦЕВА, |