Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

5-й класс

 

Повторение изученного в начальных классах

Воображаемая экскурсия по осеннему парку

Цель: повторить и обобщить знания учащихся за курс начальной школы.

Задачи: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами и графически обознача ть их, определять слово как часть речи, находить главные члены предложения, выполнять разбор слова по составу; расширить сведения о тексте, обогатить речь и развивать творческие способности учащихся; прививать любовь к родному языку, к родной природе.

Оборудование:

1. Класс, украшенный листьями. Ваза с веточками и плодами рябины, букеты из листьев.

2. Литературный календарь о жизни и творчестве А. Пушкина.

3. Буклет «Грибная полянка» (съедобные и несъедобные грибы, рисунки, загадки, интересные сведения о грибах).

4. Словарные слова на тему «Урожай».

5. Буклет «Наше творчество» (работы учащихся: рисунки, стихи, фотографии, отрывки из сочинений на тему «Осень»).

6. Аудиозапись пьесы для фортепиано «Осенняя песнь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года».

7. Карточки, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Люблю я пышное природы увяданье...

А.С. Пушкин

I. Слово учителя

Урок начинается с прослушивания «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (музыка звучит 1–2 минуты).

– Наш сегодняшний урок не случайно начинается с «Осенней песни» П.И. Чайковского.

Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка? (Чувства печали, грусти. Мысль о расставании.)

Мы с вами совершим экскурсию по осеннему парку, полюбуемся красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе:

закрепим понятие «буква-орфограмма»;

займемся разборами слов и предложений;

понаблюдаем над связным текстом и средствами художественной выразительности в нем;

познакомимся с творческими работами одноклассников;

постараемся обогатить свою речь, быть чуткими к авторскому слову.

II. Работа с эпиграфом

– Обратите внимание на эпиграф (главную мысль) урока: Люблю я пышное природы увяданье.

Проблемный вопрос:

– Почему у поэта сказано пышное природы увяданье? Можно ли пышно увядать? Что бывает пышным?

(Клен, деревья. Прическа. Платье. Веточка сирени.)

На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

Индивидуальная работа по карточке 1 у доски.

III. «Поэтическая полянка». Читаем стихи А.Пушкина

– Начнем нашу прогулку по осеннему парку с «Поэтической полянки». Известно, что осень – любимое время года А.Пушкина. Поэт в Болдинскую осень написал столько произведений, сколько не сочинил за всю свою творческую жизнь.

Учитель обращает внимание учащихся на литературный календарь, где рассказывается о детских и лицейских годах поэта.

– Послушайте отрывки из романа А.Пушкина «Евгений Онегин».

Пятиклассники читают наизусть отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Унылая пора! очей очарованье!» и «Уж небо осенью дышало».

Сравним картины осени, которые нарисовал поэт.

(В первом отрывке осень лучезарная, очаровательная, красивая, пышная, а во втором – печальная, дождливая, скучная.)

IV. Проверка работы по карточке 1 у доски.

Запись в тетрадь.


Карточка 1

1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте буквы-орфограммы.

Гусей кр_кливых караван т_нулся к югу.

2. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.


Вопрос классу

Что значит графически обозначить орфограмму и что такое орфограмма?

(Это – ошибкоопасное место в слове.

Это – место, где нужно вспомнить и применить правило.)

– Обратите внимание на слово караван. Кто может объяснить значение этого слова? (Стая птиц, летящих на юг.)

– Верно. В толковом словаре С.И. Ожегова слово караван означает:

1) группу вьючных животных, перевозящих грузы, людей (в пустыне, степи);

2) группу следующих куда-нибудь торговых судов.

А.Пушкин употребляет это слово по отношению к птицам, которые преодолевают по воздуху неимоверно трудный путь, многие погибают в дальней дороге.

V. «Урожайная полянка». Словарная работа

– Мы продолжаем с вами прогулку по осеннему парку и останавливаемся на «Урожайной полянке». Осень не только хороша своим красивым убранством, но и богата урожаем. Знаете ли вы слова на тему «Урожай»?

Прежде чем познакомиться с новыми словарными словами, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете слова на тему «Школа».

Пятиклассники по цепочке с места проговаривают орфографическим чтением слова:

класс, ученик, дежурный, беседа, тетрадь, пенал, библиотека, рисунок, директор, карандаш, язык, экзамен, математика, портрет.

– Вспомним, что значит проговорить слова орфографическим чтением? (Так, как они пишутся.)

Для чего нужно так проговаривать слова?

(Чтобы запомнить правильное написание.)

– Верно. Ученые доказали, что не только глаза могут запоминать, но и наш артикуляционный аппарат: губы, язык, нёбо, зубы... Оказывается, если слово несколько раз правильно и четко произнести вслух, то наши речевоспроизводящие органы запоминают его.

Сейчас дружно вполголоса проговариваем вместе со мной слова, расположенные на стенде:

картофель, капуста, огурец, помидор, баклажан, морковь, свёкла, яблоко, орех, урожай, пшеница.

Вопрос классу:

– Ребята, обратите внимание на слово свёкла. Кто знает, как в нашей местности называют свеклу? (Бурак.)

– А теперь найдите среди этих слов одно обобщающее, ключевое слово. (Урожай.)

Дети записывают словарные слова в словарик. В это время учитель раздает вырезанные из бумаги кленовые листочки за правильные ответы учащихся с места и у доски.

Индивидуальная работа по карточке 2 у доски.

VI. «Грибная полянка»

Осень – это еще и грибная пора.

Инсценировка шуточного стихотворения (выходит группа девочек в шляпках-грибах).

* * *

Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.

Только ты не поддавайся
И пониже наклоняйся.
Раз поганки здесь растут,
Значит, белый тоже тут.

А под елкой, а под елкой
Кто-то спрятался в иголках.
В темной шляпке набекрень
Боровик укрылся в тень.

А лисички и волнушки –
Те подальше от опушки
Водят яркий хоровод,
Кто увидит – тот возьмет.

А веселые ребята –
Тонкие опята,
Притаились возле пня
И кричат: «Ищи меня!».

Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, –
Это чудо из чудес!

VII. Проверка работы по карточке 2 у доски.

Запись в тетрадь.


Карточка 2

1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Л_сички, в_лнушки и _пята красовались на л_сной п_лянке.

2. Разберите по составу слово лесной.


Вопросы классу:

– В чем синтаксическая особенность предложения? (В нем есть перечисление, или однородные члены.)

Вспомните о знаках препинания при однородных членах, обратившись к схеме: O, O и O.

Подумайте: каким членом предложения являются однородные члены? (Подлежащим.)

Учитель показывает на схеме: O, O и O. Дети переносят схему в тетрадь.

VIII. Игра «Листопад»

– Прежде чем мы займемся новой работой, давайте немножко отдохнем.

Сядьте прямо. Поднимите руки вверх. Кисти рук – наши листочки. Помашите ими, пожалуйста. Настоящий листопад. А теперь разомкните пальчики – полетели кленовые листочки. Сомкните их – тополиные и березовые. Отдохнули? Опустите руки.

IX. Творческая лаборатория. Проект «Защита работы».

– Ребята! Обратите внимание на уголок «Наше творчество». Там представлены ваши работы: вы рисовали картины, сочиняли стихи, делали композиции, писали сочинения. Сейчас вы постараетесь представить или защитить свою работу.

«Я люблю осень. Мы часто ходим в лес понаблюдать за природой. Я увидел красивую сухую веточку, привез ее домой и поставил в вазу. Затем вырезал из цветной желтой бумаги листик и закрепил его на ветке. Свою осеннюю композицию назвал «Последний листик». А совсем недавно я прочитал стихотворение “Последний лист”.

Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис,
Повис и ждет, когда зимой холодной
Его сорвет и бросит вниз».

Максим Вавилов

«Мне нравится рисовать природу. На моем рисунке изображен осенний лес. Все в ярко-рыжих тонах. Но природа все равно печальна. Скоро она сбросит свой прекрасный, но печальный наряд. Природа увядает, но увядает красиво».

Кристина Войнова

«Когда я шла из школы домой, то любовалась красотой осенних деревьев, их яркостью, величавостью, видела, как сонные березки, клены, осины сбрасывают свои разноцветные одежды. В небе увидела косяк уток, которые летели в теплые края. Я сочинила стихотворение:

Наступила осень – славная пора!
Ветер гонит листья с нашего двора.
Лес уже весь желтый над рекой стоит,
Журавлей крикливых клин на юг летит.

Мне бы хотелось разместить его под рисунком Кристины».

Люда Краснова

«Осень – грибная пора. В осеннюю пору хорошо побродить по лесу и подышать свежим воздухом. Кругом полно грибов: разноцветных сыроежек, толстяков-боровиков и коричневых маслят. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Осенью не услышишь никаких звуков, кроме шума дождя и шороха листьев. Готовятся к отлету птицы.

Птицы на юг улетели,
Дождик в окошко стучит,
Сникли березы и ели,
Даже кукушка молчит».

Наташа Тарасова

Работа с текстом

Карточки с текстом раздаются перед уроком.

Чтение текста вслух одним из учащихся.


Наступает золотая осень. Дни становятся короче, и солнце появляется реже. Листья на деревьях меняют свою окраску, и их разноцветные одежки оживляют засыпающий лес. Багряные, золотые листья медленно опадают и шуршат под ногами, они лежат мягким ковром.

Перелетные птицы готовятся в далекую дорогу. Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами и горами.

«Возвращайтесь к нам весной!» – кричат им вслед ребята.


– Найдите в тексте слова, с помощью которых автор описывает осень.

(Золотая осень. Разноцветные одежки, засыпающий лес. Багряные, золотые листья. Листья сравниваются с мягким ковром.)

Обратившись к схемам, пятиклассники подбирают к ним примеры из текста.

X. Вывод

– Заканчивается наша воображаемая экскурсия по осеннему парку. Давайте вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете пушкинскую фразу: пышное природы увяданье?

(Осень напоследок дарит нам щедрый урожай, поражает многоцветной красотой. Она прощается с человеком торжественно и величаво, поэтому поэт сказал пышное природы увяданье.)

XI. Проверочная работа

Карточки с текстом раздаются перед уроком.


1. Вставьте пропущенные буквы-орфограммы и графически обозначьте их.

Ос_нь! Осыпается весь наш бедный са_,
Лист_я п_желтелые по в_тру л_тят.

А.К.Толстой

2. Какие слова из предложения соответствуют схеме ? Выпишите их.

3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.


XII. Итог урока

Тихо звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. Ребята вспоминают экскурсию по осеннему парку. Учитель дарит всем на память кленовые листочки-закладки с творческим домашним заданием, благодарит ребят за урок.

Домашнее задание (на выбор учащихся по теме «Осень»): рисунок, фото; сочинение; стихотворение.

Е.Б. МЕЗЕНЦЕВА,
школа № 3,
г. Поворино,
Воронежская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru