Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2008

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Уважаемые коллеги!

Надеюсь, данные материалы помогут вам в подготовке ваших учеников к государственной аттестации. Учите ваших ребят работать с текстом, понимать мысли автора, выполнять тестовые задания по прочитанному тексту. Тесты охватывают многие темы курса русского языка: фонетику, лексику, словообразование и морфемику, морфологию, синтаксис. Данный текст (стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Лазурное царство») можно использовать при повторении в начале года в 9-м классе. Удач и успехов вашим ученикам!

С уважением, Е.С.

9-е и 11-е классы

Готовимся к ЕГЭ по И.С. Тургеневу

Прочитайте текст и выполните задание к нему.

***

1. О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя... во сне.

2. Нас было несколько человек на красивой разубранной лодке.

3. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.

4. Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!

5. Да я и не замечал их.

6. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.

7. И между нами по временам поднимался смех, звонкий и радостный, как смех богов!

8. А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы...

9. Казалось, самое небо звучало им в ответ – и кругом море сочувственно трепетало...

10. А там опять наступала блаженная тишина.

11. Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка.

12. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца.

13. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

14. Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов.

15. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные, длиннокрылые птицы.

16. Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

17. Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки...

18. Женские голоса чудились в них...

19. И все вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою – все говорило о любви, о блаженной любви!

20. И та, которую каждый из нас любил, – она была тут... невидимо и близко.

21. Еще мгновение – и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка...

22. Ее рука возьмет твою руку – и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!

23. О лазурное царство! Я видел тебя... во сне.

(И.С. Тургенев)

1. Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?

1) Сон.

2) Путешествие на лодке.

3) Лазурное царство.

4) Морская прогулка.

2. Определите стиль и тип речи.

1) Разговорный стиль, рассуждение;

2) художественный стиль, описание;

3) художественный стиль, повествование;

4) публицистический стиль, описание.

3. Какое лексическое значение имеет слово царство в этом тексте (предложение 1)?

1) Правление какого-нибудь царя, царствование;

2) государство во главе с царем;

3) одна из четырех высших сфер органического мира;

4) та или иная область действительности, средоточие каких-нибудь явлений, предметов.

4. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Царство; 2) замечал; 3) слетали; 4) журчание.

5. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) Счастья; 2) грудью; 3) смеясь; 4) ныряя.

6. Каким способом образовано слово безбрежное?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) приставочно-суффиксальный;

4) бессуффиксный.

7. Из предложений 1–4 выпишите полные прилагательные, образованные от существительных суффиксальным способом.

8. Из предложений 5–8 выпишите слово, соответствующее схеме: .

9. Из предложений 4–10 выпишите однокоренные слова.

10. Из предложений 14–15 выпишите сложные слова.

11. Из предложений 6, 8 и 21 выпишите слова с приставками на -з (-с).

12. Из предложений 1–6 выпишите слова с орфограммой «Разделительный ь».

13. Из предложений 10–13 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.

14. Определите количество морфем в слове разубранной.

15. Выпишите из предложений 7–10 слова с нулевым окончанием.

16. Соотнесите колонки:

1) же
2) слегка
3) других
4) смеясь
5) веселы
6) покрытое
7) торжествуя
а) местоимение
б) частица
в) наречие
г) деепричастие
д) причастие
е) прилагательное

17. Из предложений 10–13 выпишите действительное причастие настоящего времени.

18. Соотнесите колонки:

1) несколько
2) всем
3) такое
4) наша
а) определительное местоимение
б) притяжательное местоимение
в) неопределенное местоимение
г) указательное местоимение

19. Соотнесите часть речи с грамматическими признаками.

1) В пене (предложение 16)
2) разубранной (предложение 2)
3) мелкой (предложение 6)
4) лодки (предложение 16)
а) ед. ч., ж. р., п.п.
б) ж.р., 1-е скл., р.п.
в) ед. ч., ж. р., т.п.
г) ж.р., 1-е скл., п.п.

20. Определите, какой частью речи является слово вдоль в предложении 16.

21. Определите, какой частью речи является слово куда в предложении 13.

22. Из предложения 11 выпишите словосочетания со связью примыкание.

23. Выпишите грамматическую основу из предложения 2.

24. Укажите номер предложения, осложненного обособленным определением, выраженным причастным оборотом (предложения 14–17).

25. Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (предложения 8–12).

26. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения (предложения 1, 6, 14, 19).

27. Укажите номер предложения с обособленными нераспространенными однородными определениями, выраженными прилагательными (предложения 5–10).

28. Укажите номер предложения, которое соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими и обособленным определением (предложения 7–10).

29. Укажите номер сложного предложения, одна из частей которого является односоставной (предложения 20–23).

30. Среди предложений 10–14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.

31. Найдите предложение, соответствующее схеме:

[––– === ], [ ––– и ––– === х, | | ].

(Предложения 14–17).

32. Выпишите эпитет из предложения 12.

33. Какое изобразительное средство не использует Тургенев в двух последних предложениях?

1) Метафора;

2) риторическое восклицание;

3) сравнение;

4) эпитет.

Ответы:

№ 1. 3); № 4. 1);

№ 2. 2); № 5. 4);

№ 3. 4); № 6. 3);

№ 7. лазурное, лебединой;

№ 8. поднимался;

№ 9. чувствовал, сочувственно; смеясь, смех;

№ 10. полупрозрачные, драгоценных, благовония, длиннокрылые;

№ 11. безбрежное, исполненный, расцветет;

№ 12. счастья, грудью, рябью;

№ 13. сердца;

№ 14. 6 морфем: раз-у-бр-а-нн-ой;

№ 15. поднимался, смех, уст, ответ;

№ 16. 1) б); 2) в); 3) а); 4) г); 5) е); 6) д); 7) г);

№ 17. играющие;

№ 18. 1) в); 2) а); 3) г); 4) б);

№ 19. 1) г); 2) а); 3) в); 4) б);

№ 20. предлог;

№ 21. наречие;

№ 22. плыла... ныряя; слегка ныряя;

№ 23. несколько человек было;

№ 24. 16;

№ 25. 11;

№ 26. 19;

№ 27. 7;

№ 28. 8;

№ 29. 21;

№ 30. 12;

№ 31. 16;

№ 32. играющие;

№ 33. сравнение.

Е.К. СПИРИНА,
МОУ «Богородская ООШ»,
пос. Авсюнино,
Орехово-Зуевский р-н

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru