Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

5-й класс

 

Выражают ли звуки смысл?

Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!
Посылаю вам урок по теме «Звуки». Хотя я готовила материал для пятиклассников, но проводила этот занимательный урок перед изучением раздела «Фонетика» в 5-, 6-, 7-х классах. Везде он прошел живо, весело (было придумано очень много смешных рифмованных строк, четверостиший).
После таких уроков ребята дружно говорили: теперь хочется изучать фонетику.

Е.В. Лобкова

 

Цели: выяснить, выражают ли звуки смысл; как с помощью звука можно достигнуть выразительности, изобразительности речи; какова звуковая организация стихотворения;

научить использовать свои знания на практике.

Учитель. Как вы думаете: имеют ли смысл звуки? (Ответ детей однозначен: имеют.)

Ребята, как бы с вами заговорила корова? А собака? Овечка? Утка? Верно, а французская утка бы вам сказала: «куэн-куэн». «Мак-мак» – так слышится румынам; «раб-раб-раб», – выговаривают утки у датчан.

А мы сможем понять, что говорят нам утки на своем языке? Нет? А почему?

Ведь их слова тоже состоят из звуков, как и человеческие слова?

(Теперь мнения ребят разошлись.)

Хорошо, предлагаю я, поговорим на языке животных.

(Подготовленная инсценировка стихотворения Е.Тараховской «Где овечка без хвоста?».)

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

... Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко (ребята хором): «My!».

Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
– Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи
Непонятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко (ребята хором):«Гав!».

Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно (все): «Бя!».

Повстречался конь ретивый,
Грива черная густа.
– Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?

Но коню такие речи
Непонятны человечьи.
И, заржавши (все): «Ги! Ги! Ги!» –
Конь возьми и убеги.

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Что это за слова: му, гав, бя, ги?

Делаем вывод: звукоподражательные слова не имеют смысла, хотя состоят из звуков.

– Мышка «пи-пи» – она пищит.

Медведь «р-р-р» – он рычит.

Дяденька «хр-хр-хр» – он храпит.

Лист «шр-шр-шр» – он шуршит.

Посмотрите: что же получается? Мы пытаемся с помощью сочетания звуков передать действия животных, людей, предметов.

Какой волшебной силой обладают звуки! Что же они еще умеют?

– А задумывались ли вы, почему лилию называют лилией, а не репьем? А почему?

– Почему мартовский цветок назван мимозой? А злой старик – хрычом? Что это, случайность?

Нет, не случайность, во всем «виноваты» звуки!

– Какой звук вам кажется шире – [и] или [о]?

– Какой звук больше нравится – [д] или [ф]?

Есть в звуках что-то такое, что заставляет нас считать, что [а] приятнее [x]; [д] приятнее [ф]; [о] светлее, чем [ы]; [р] быстрее, чем [ш]; [л] мягче, чем [б].

– Это разве важно? Оказывается, важно! В этом скрыта тайна слова! Уже древние греки заметили, что есть звуки

– быстрые;

– тонкие;

– громадные;

– округлые...

И в словах, обозначающих признаки предмета (громадные, быстрые), присутствуют соответствующие звуки.

Эксперимент № 1

У меня картинки с изображением фантастических существ. Одно существо добродушное, толстенькое, другое – угловатое, злое.

Задание. Угадайте: какое из существ названо Мамлыней, а какое Жаваругой? Почему?

Звуки [м], [л], [н] вызывают приятные ассоциации; [ж], [р], [г] – страшные.

Сравните: ущур и лимень. Какое нравится больше и почему?

 

Эксперимент № 2

Две куклы-матрешки. Они сестрички. Одна – больше, другая – меньше. Одну зовут И, другую – А? Отгадайте, какую матрешку зовут И.

 

Эксперимент № 3

«Выбираем имя ребенку»

Наши имена тоже состоят из звуков. Прислушаемся к ним. Какие ассоциации у вас рождают имена Никита, Ваня, Настя, Алеша, Екатерина, Александр?

– Почему уходят имена Фекла, Федот, Марфа, Глафира, Феофан?

– Почему распространены имена Людмила, Ирина, Лилия, Юлия, Андрей?

– Почему родители не дают девочке имя Харита (по-гречески «прелесть»)?

– Почему изначально мужские имена Инна, Римма перешли в женские?

Вывод: звуки сами по себе не имеют смысла, но способствуют созданию определенных эмоций, ощущений.

Свойства звуков выражать нежные чувства или, наоборот, грубые хорошо известны поэтам. Как они используются в поэзии?

 

Поэты тщательно работают над звуковой организацией текста. При помощи звуков поэты достигают предельной выразительности, для них очень важна каждая гласная и согласная. Помните, когда Гвидон (у А.С. Пушкина) превращается в комара, про него говорится:

Полетел и запищал,
А комар-то злится, злится – ...

А когда он превращается в шмеля:
Полетел и зажужжал;
Он над ней жужжит, кружится.

– Что мы слышим?

 

Эксперимент № 4

Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Какие звуки чаще всего повторяются?

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.

(А.С. Пушкин. Евгений Онегин)

[С-с-с-с-ш-с]. Звукопись создается свистящими и шипящими глухими согласными – шелест опадающих листьев.

Скажи погромче слово гром
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: «Шесть мышат» –
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку» –
Тебе послышится: «Ку-ку».
А скажешь слово листопад
И листья падают, летят.
И словно наяву ты видишь осень:
Желтый сад и мокрую траву...

(А.Барто. Игра в слова)

Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин. Полтава)

[Р-р-ж-кр-ж-гр-рж-рт] – звуки боя.

Это напор, энергия, ожесточение сражения – [р].

[Ш] – звук летящего снаряда.

[Гр] грохот.

[Р, ж] – режет ухо, ранит слух, эти звуки негармоничны, как сама война.

 

...Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу.
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!

(А.С. Пушкин. Прозаик и поэт)

[У-у-у] – полет стрелы.

Русалка плыла по реке голубой,
   Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны
   Серебристую пену волны.

(М.Ю. Лермонтов. Русалка)

[Пл] – плыла, доплеснуть,

[г-л] – голубой,

[лн] – волны,

[уо] – полной луной (образ полной луны).

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.Тютчев. Весенняя гроза)

[Гр] – мы слышим звуки грома.

 

Эксперимент № 5

Перед вами два описания речи героев из повести М.Горького «Детство».

– Какой вам видится героиня?

«Она говориЛа Ласково, весеЛо, скЛадно.

Говорит, точно поет, и чем дАльше, тем склАдней звучАт словА».

– А герой?

«...он гоВорил со Всеми насмешливо, обиДно, поДзаДоРивая и стаРаясь РассеРДить Всякого».

Вывод: определенный подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении.

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Пытаемся самостоятельно придумать фразы, в которых звук способствовал бы изобразительности при передаче явления:

Мыши шуршат в тиши.
Веет ветер весело.
Лучик гладит по лицу.
Сухие листья кружат, шуршат.

– Но не всякая звукопись может породить красивые стихи, у Незнайки это не получалось.

 

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

– Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

– ...Ты знаешь, что такое рифма?

– Рифма? Нет, не знаю.

– Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка шутка, коржик – моржик. Понял?

– Понял.

– Ну, скажи рифму на слово палка.

– Селедка, – ответил Незнайка.

– Какая это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

– Этого мало,– сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так, чтобы получилось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.

– Какую особенность вы заметили в этих словах? В них повторяются (совпадают) одни и те же звуки. Именно звуки, а не буквы. Вслушайтесь: полеТ – завоД [т – т]; роД – роТ [т – т]; луГ – луК [к – к].

 

ПОИГРАЕМ В СТИХИ

Попробуем придумать к словам свою рифму так, чтобы они складно зазвучали:

задача – удача – иначе – дача...

стрекоза – глаза – гроза – слеза...

апрель – капель – свирель – трель...

– А теперь попробуем подобрать нужное слово:

Хорошо иметь кота,
Не наскучит никогда,
Он пушистый, полосатый
От макушки и до... (пяток)

(А.Кушнер)

Вечером над озером
Ходит белый пар.
Это рыбы в озере
Ставят... (самовар)

(И.Пивоваров)

Три маленькие хрюшки
Отчаянно кричат,
Пора помыть им... (ушки),
А хрюшки... (не хотят).
Напрасно мы купали
В корыте поросят.
От нас они... (удрали)
И в лужице... (лежат).

(Е.Авдеенко)

 

– Дополните стихотворение по первым двум строчкам, развив предложенную поэтом ситуацию, соблюдая логику сюжета и заданную стихотворную форму.

В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот...

(Заревел наш бегемот,
У него болит живот.)

Вывод: для создания рифмы важно, чтобы звуки в конце строки совпадали.

Вы видите, насколько кропотлива и непроста подобная работа, поэтому учитесь ценить каждое слово.

 

Литература

1. А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.

2. И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая. Фонетика – это интересно. М.: Просвещение, 1992.

3. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь». 5-й класс / Под ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой. М.: Владос, 1999.

Е.В. ЛОБКОВА,
Челябинская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru