Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2009

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

 

В поисках…
«Нравственно-интеллектуального самоучителя»

Об учебнике А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой
для 10–11-х классов

6 лет назад на страницах журнала «Русский язык в школе» появилась статья М.Р. Львова «В поисках нового типа учебника». Она была посвящена новой для того времени книге «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов», допущенной Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника-практикума по русскому языку для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Профессор М.Р. Львов, глубоко анализируя новую книгу, соглашался с авторами, считавшими, что они разработали достаточно эффективную методику «для духовного обогащения личности, для нравственного воспитания, бережного отношения к родному языку». М.Р. Львов обращал внимание читателя на то, что предложенная А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой методика, «ориентированная на текст, интегративна в том смысле, что в ней взаимодействуют грамматика, стилистика, психология речи (общение), литературоведение, риторика». Ученый отмечал, что учебник-практикум возбуждает «интерес школьников к работе».

Ценным является то, что авторы создали учебно-методический комплекс. Так, почти одновременно с учебной книгой А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой были изданы «Русский язык в старших классах. Программа. Методические материалы», «Тематическое планирование на основе учебника-практикума «Русский язык для старших классов». Позднее авторы включили в УМК еще одно необходимое для учителя издание: «Русский язык: Уроки русского языка на основе учебника-практикума для старших классов» (книга вышла в 2006 году) и «Русский язык: Уроки русского языка на основе учебника-практикума для старших классов. 11-й класс» (находится в печати). К созданию двух последних книг ученые привлекли и педагога-практика Н.В. Трефилову.

Не издание отдельного учебника, а создание учебно-методического комплекса, к которому можно отнести и другие пособия А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, например, написанный в соавторстве с Л.И. Журавлевой «Практикум по русскому языку: Пунктуация. Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения», обладает большим развивающим потенциалом.

Полной неожиданностью для нас стало то, что в настоящее время учебник-практикум для старшеклассников не включен в федеральный список учебников, рекомендуемых к использованию в школе. Свою озабоченность этим обстоятельством высказывали многие курские педагоги.

Разрешить наши сомнения смогла профессор А.Д. Дейкина, побывавшая в сентябре 2008 г. в Курске. Было отрадно услышать, что учебный комплект, нашедший и своего учителя, и своего ученика, обязательно будет включен в федеральный перечень и что у авторов в настоящее время есть заключения из РАН и РАО, позволяющие думать, что неприятная случайность будет в скором времени исправлена*.

В предисловии к учебнику авторы отмечали одну из особенностей своего пособия, указывая, что «между текстами разных авторов и разных стилей образуются «интертекстуальные связи», потому что эти тексты вступают друг с другом в смысловой диалог, образуя некое единство – гипертекст (“супертекст”). Участниками этого диалога становятся и ученик, и учитель, притом активными участниками», а процесс обучения языку и речи «приобретает характер активного приобщения к русской национальной культуре». Эти слова в полной мере можно отнести и к учебнику для старших классов, который, кроме своего прямого назначения быть «нравственно-интеллектуальным самоучителем», воспринимается и как удивительно умная книга для чтения. Об этом свидетельствует и читательский опыт одной из моих третьекурсниц, которая, подрабатывая в книжном магазине, просматривала там новинки и однажды увидела книгу А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой. «Учебник по русскому языку читала с необыкновенным удовольствием», – вспоминает она сейчас.

Готовя к пониманию смысла представленных в учебнике текстов, А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова часто просят школьников выделить ключевые слова текста. В упражнении 4 это – существительное слово, взятое из ахматовских строк:

Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.

При этом авторы просят «вспомнить строки из других стихотворений Ахматовой, в которых ключевым является это же слово» и дают материал для самопроверки. Повторенная несколько раз на одной странице лексема слово невольно притягивает к себе, а затем провоцирует на поиск данного концепта и в других упражнениях. Но совершенно по-особому оно живет в упражнении 513. Авторы предлагают прочитать «несколько афоризмов, которые Лев Николаевич Толстой включил в главу “Слово” своей книги “Путь жизни”, найти в них “правила речевого поведения”».

1) Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти.

2) Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.

3) Не слушай никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

4) Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти.

5) Слово – ключ сердца. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее.

Авторы учебника позволяют наслаждаться словом мастеров, обращаться к их опыту. И здесь уместно процитировать другой афоризм Л.Н. Толстого, данный среди прочих в упражнении 511: «Часто молодые говорят: “Я не хочу жить чужим умом, а сам обдумаю”. Это совершенно справедливо, мысль своя дороже всех чужих мыслей. Но зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В том, что можно пользоваться чужими мыслями и идти дальше, сила человечества».

Выделим также упражнение 3, на наш взгляд,  программное, определяющее суть учебной книги, ибо оно позволяет и понять методический замысел авторов, и даже предугадать их дидактическую систему и через слово Ф.М. Достоевского почувствовать великую силу родного слова.

…Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее.

Авторы учебника не только формируют умение работать со справочными материалами, потребность пользоваться интернет-ресурсами, но и совершенствуют память школьников, предлагая для заучивания многие прекрасные произведения отечественных авторов.

С удовольствием перечитывая учебник, я еще раз обратила внимание на упражнение 88, которое начинается так: Первая фраза должна быть самой выверенной, самой точной. Все наши мучения начинаются с того, что неверна бывает первая фраза. <…>

Старайтесь написать одну хорошую фразу. Одна хорошая фраза потянет за собой другую.

А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой удалось удачно выстроить начало учебника-практикума: точное предисловие; первый раздел учебника, который начинается с разъяснения «ключевых понятий», связанных с языковыми явлениями «Язык и речь. Типы речи. Стили речи»; в упражнении даются вопросы для подготовки докладов, сообщений к урокам-семинарам.

Отдавая должное удачному началу учебника-практикума, я спрашивала себя: а что же дается в конце?

В конце книги – упражнение 541, в которое авторы включили отрывок из работы философа и филолога А.Ф. Лосева «Мировоззрение и жизнь».

Радость познания возбуждает в юноше потребность учиться. Человек становится счастливым, если эта потребность не только не угасает с годами, но еще более распаляется. <…>

Знание есть любовь. Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, – это плохой ученик.

Любовь есть узрение тайны любимого.


* В Федеральный перечень школьных учебников за 2009 г. теперь включен учебник А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой для 10–11-х классов, он рекомендован в классах как базового, так и профильного уровня.

Л.П. ДЕНИСОВА,
г. Курск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru