Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2009

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Уважаемая редакция!

В газете «Русский язык» уже была опубликована наша подборка предложений для работы по комплексному повторению грамматики в 11-м классе. Предлагаем вашему вниманию еще один комплект предложений для подобной работы. Хочется еще раз сказать, что по нашему опыту повторять основные грамматические явления на материале одного большого предложения гораздо удобнее, чем анализировать большой текст. Тем более что наши задания ничем не легче тех, которые присутствуют в тестах ЕГЭ. Что касается формы заданий, то нам кажется, что наиболее удобно давать каждое предложение вместе с заданиями на одном листе формата А4. Сначала помещены предложения с пропущенными орфограммами и знаками препинания и задания к данным предложениям. Проверять удобнее сначала только грамотность, а затем качество выполнения грамматических заданий.

Надеемся, что наши разработки помогут коллегам при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену.

С уважением,
Т.Н. Назарова,
Е.Н. Скрипка

 

Комплексное повторение грамматики

См. «ЕГЭ, часть В»

I

Как п_ук строя свой п_ти(н,нн)ый замок рад каждой пр_летающ_й добыч_ так душа окруже(н,нн)ая пр_родой находит свою бе_кровную бе_грешную добычу усматр_вая бл_гую весть во всем в птиц_ в обл_чк_ в легк_м ш_рох_ лесных в_ршин в цветк_ в пробежавш_й по стволу сосны белк_ в лепет_ ветерка запут_шегося в плакуч_й листв_ ивы и в жу(ж,жж)ани_ пчелы и в к_чани_ дли(н,нн)ой п_утинк_ одиноко свес_вш_йся с ветк_ березы или с широкого листа лопуха по к_торому з_бавно меряя пространство ползет как складной арш_н зеленый червяк (землемер).

(По К.Бальмонту)

 

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 1-й части. Определите тип сказуемого.

4) Напишите номера придаточных частей. Определите типы придаточных.

5) Напишите номер части, в которой есть сравнительный оборот и одиночное приложение.

6) Напишите, какой обособленный член предложения есть в каждой части.

7) Выпишите из 3-й части словосочетания со связью примыкание.

8) Выпишите из предложения все местоимения. Определите их разряды.

9) Определите способ образования следующих слов: прилетающий, окруженный, свесившийся, пробежавший.

10) Выпишите из 3-й части слово, в котором букв меньше, чем звуков.

II

Вокруг розы все было так х_рошо так чисто и ясно в это пр_крас(?)ное утро когда она в первый раз увид_ла (ярко)голубое небо и почу_ств_вала свеж_й утре(н,нн)ий ветерок и лучи с_явш_го со_нца прон_кавшего скво_ь ее тонкие л_пестки в цв_тнике было так мирно и сп_койно что если(бы) она м_гла то плакала (бы)(не)от горя а от счаст_я ж_ть.

(По В.Гаршину)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 3-й части. Определите тип сказуемого.

4) Напишите номера придаточных частей. Определите их типы.

5) Напишите номера придаточных частей, связанных между собой последовательным подчинением.

6) Определите тип 3-й части как односоставного предложения.

7) Напишите номера частей, осложненных однородными дополнениями.

8) Выпишите из 3-й части словосочетание со связью управление.

9) Выпишите из предложения все предлоги.

10) Определите способ образования следующих слов: хорошо, чисто, ясно, мирно, спокойно.

III

Он очень любил свой цв_тник потому(что) это был его цв_тник потому(что) кроме него поч(?)ти (н_)кто (н_)ходил в это заброше(н,нн)ое местеч(?)ко и пр_дя в него с_дился на солнышк_ на старую деревя(н,нн)ую ск_мейку ст_явшую на сух_ песча(н,нн)_ дорожк_?уц_левш_ около самого дома потому(что) по ней х_дили закрывать ставни и нач_нал вн_мательно читать пр_несе(н,нн)ую с собой кни_ку.

(По В.Гаршину)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 1-й части. Определите тип сказуемого.

4) Напишите номер части, являющейся односоставным предложением. Укажите тип этой части как односоставного предложения.

5) Напишите номер части, осложненной обособленным дополнением.

6) Напишите номера придаточных частей, связанных между собой однородной связью. Определите тип придаточных.

7) Выпишите из 3-й части словосочетание со связью согласование.

8) Выпишите из предложения все личные местоимения.

9) Определите способ образования следующих слов: цветник, местечко, скамейка, дорожка, книжка.

10) Выпишите из 2-й части слово, в котором звуков больше, чем букв.

IV

И л_гушка ра(с, сс)казывала им чудес(?)ную историю о том как она думала всю ж_знь и (на)конец(то) изобр_ла новый (н_)кому (н_)изве(?)ный способ путеше(?)ствия на утках как у нее были свои собстве(н,нн)ые утки к_торые н_сили ее куда ей было угодно как она побывала на пр_крас(?)ном юг_ где так хорошо где такие пр_крас(?)ные теплые болота и так много мошек и всяких других с_едобных нас_комых.

(По В.Гаршину)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 4-й части. Чем выражено подлежащее? Определите тип сказуемого.

4) Напишите номера придаточных частей, которые связаны между собой однородным подчинением. Определите типы придаточных.

5) Напишите, какой тип связи между 3-, 4-й и 5-й частями. Определите типы придаточных.

6) Напишите номера частей, которые являются односоставными предложениями. Определите типы этих предложений как односоставных.

7) Напишите номера частей, которые являются неполными предложениями.

8) Выпишите из 3-й части словосочетание со связью управление.

9) Выпишите из предложения все наречия.

10) Определите способ образования следующих слов: угодно, хорошо.

V

Тут мал_чик (не)мог уд_ржат(?)ся от радост_ и чуть было (не)закр_чал и (не)захлопал руками в_волнова(н,нн)ый увиде(н,нн)ым но б_ясь спугнуть колюче_о звер_ка затаил дыхание и широко ра_крыв счас_ливые глаза в восторг_ с зам_ранием сер_ца см_трел как тот фыркая тщ_тельно обнюх_вал св_им сви(н,нн)ым рыльцем корни розового куста ища между ними червей и смешно ш_велил толст_нькими лапами похож_ми на медвеж_и.

(По В.Гаршину)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 2-й части. Определите, чем выражено подлежащее. Определите типы сказуемых.

4) Напишите номер придаточной части. Укажите тип придаточного.

5) Выпишите из 1-й части однородные обстоятельства.

6) Выпишите из предложения обособленные определения.

7) Выпишите из 2-й части обособленные обстоятельства.

8) Выпишите из 1-й части словосочетания со связью согласование.

9) Выпишите из предложения притяжательное прилагательное.

10) Выпишите из предложения фразеологические обороты. Определите их значения.

VI

Знойный южный день со_нце перешло за (пол)день и бр_сая (не)долгие тени ярко осв_ща_т пре(д,дд)верие Иерусалимско_о храма с широкой каме(н,нн)ой лес_ницей ведущ_й в сени по(д,дд)ерж_ва_мые коло(н,нн)ами красного мрам_ра с (не)сколькими старыми к_рявыми (ч_рно)зелеными к_п_рисами во_вышающими свои выт_нутые _жатые в_ршины в ясную с_неву южного неба. (С)прав_ виден оп_-ле(н,нн)ый со_нцем восточ(?)ный город ух_дящий в гору.

(По В.Гаршину)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 3-й части. Определите тип сказуемого.

4) Напишите номер части, которая является односоставным предложением. Определите его тип.

5) Определите, сколько рядов однородных членов есть во 2-й части. Укажите, какие члены предложения являются однородными.

6) Выпишите из 2-й части обособленное обстоятельство.

7) Выпишите из 3-й части обособленное определение.

8) Выпишите из 3-й части словосочетание со связью примыкание.

9) Выпишите из предложения все относительные имена прилагательные.

10) Определите способ образования следующих слов: преддверие, справа.

VII

Б_ярыня (м,М)орозова одна из зн_тнейших (б,Б)_ярынь свое_о врем_н_ к_торая даже в период (не)милост_ к ней (ц,Ц)аря (а,А)лексея (м,М)ихайловича зан_мала первое среди (б, Б)_ярынь место в царском свад_бном чин_ вдова брата зн_менитого друга (ц,Ц)аря (м,М)ихаила во_п_тателя (ц,Ц)аря (а,А)лексея (в)течени_ всей его молодост_ бывшего (п,П)р_вителем г_сударства была броше(н,нн)а скова(н,нн)ая по рукам в убогие дровни (не)пр_крытые даже рогожей и под к_р_улом стр_льц_в отправле(н,нн)а (на)вечно в (п,П)ечерский (м,М)_настырь.

(По В.Гаршину)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 1-й части. Чем выражено подлежащее? Определите тип сказуемого.

4) Выпишите из 1-й части обособленные приложения.

5) Выпишите из 1-й части словосочетание со связью примыкание.

6) Выпишите из предложения все собственные имена существительные.

7) Выпишите из предложения все предлоги.

8) Определите способ образования следующих слов: воспитатель, правитель.

9) Выпишите из 2-й части слова, в которых звуков больше, чем букв.

10) Выпишите из предложения устаревшие слова.

VIII

На д_сятки верст прот_нулась ш_рокая (едва)едва др_жащая серебря(н,нн)ая п_лоса лу(н,нн)ого света ост_льное море было ч_рно до ч_ловека ст_явше_о на во_вышени_ дох_дил ра_мере(н,нн)ый глухой шум рак_кат_вавшихся по песча(н,нн)ому берегу волн ещ_ более ч_рные чем само море силу_ты судов п_кач_вались на рейд_ один огромный пар_ход о к_тором В_силий Петрович подумал что он англи_ский пом_стился в светл_ п_лосе луны и ярос_но ш_пел св_ими п_рами выпуская их кл_чк_ватой (бледно)серой та_щей в воздух_ струей с моря т_нуло сырым и соле(н,нн)ым воздухом.

(По В.Гаршину)

И. Репин. В.Гаршин
И. Репин. В.Гаршин

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 2-й части. Определите тип сказуемого.

4) Напишите номера придаточных частей, которые связаны последовательным подчинением. Определите типы этих придаточных.

5) Напишите номер части, которая является односоставным предложением. Определите его тип.

6) Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.

7) Выпишите из 1-й части словосочетание со связью примыкание.

8) Выпишите из предложения имя прилагательное в сравнительной степени.

9) Определите способ образования следующих слов: серебряная, лунный, песчаный.

10) Выпишите из 3-й части слово, в котором звуков больше, чем букв.

IX

Анф_лада высоких комнат с бл_стящими п_ркетными полами окле_(н,нн)ых д_рогими т_сне(н,нн)ыми золотом обоями ст_ловая с ра_веш_(н,нн)ыми по стенам плохо вып_лне(н,нн)ыми чучелами птиц с огромным стари(н,нн)ым буфетом с большим круглым столом на к_торый лился целый поток света из в_сяч_й бронзовой лампы с (молочно)белым _б_журом зал с пр_крас(?)ным р_ялем множеством разнообразной мебел_ из гнутого бука д_ван(?)чиков изящ(?)ных ск_мееч_к т_буреток стульч_ков с дорогими л_тографиями в ра(з,зз)олоче(н,нн)ых рамах гости(н,нн)ая как водит(?)ся с р_скошной ш_лковой мебел_ю и массой (н_)кому (не)нужных в_щей.

(По В.Гаршину)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу 3-й части. Чем выражено подлежащее? Определите тип сказуемого.

4) Напишите номера частей, которые являются односоставными предложениями. Определите их типы.

5) Напишите номер придаточной части. Определите ее тип.

6) Напишите номера частей, осложненных однородными дополнениями.

7) Напишите номер части, осложненной обособленным определением.

8) Выпишите из 2-й части словосочетание со связью примыкание.

9) Выпишите из предложения все местоимения. Определите их разряды.

10) Определите способ образования следующих слов: столовая, гостиная.

Т.Н. Назарова,
Е.Н. Скрипка

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru