Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2009

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Контрольные работы для 9-го класса

 

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) О поэтическом и философском восприятии жизни русскими строителями говорят деревянные постройки Севера. (2) Это и красивые мельницы у холодных прозрачных рек, и часовни, прижавшиеся к берегам озер, и резные столбики на погостах, словно вросшие в камни. (3) Книг обо всех этих чудесах русского деревянного зодчества написано мало, собственными глазами все это видели тоже не многие.

(4) Заповедные деревни издавна привлекают туристов. (5) Кстати, перенос избы с места на место никогда не был диковинкой для русских крестьян. (6) Они подсовывали под избы могучие бревна, и изба буквально переезжала на новое место. (7) И стояли эти избы с нависающими, как шапка, тяжелыми крышами и с крепкими крыльцами. (8) И стояли еще долгие годы, и из-за тяжести своей даже врастали в землю на два-три венца, но не разрушались.

(9) Патриотизм начинается с любви и уважения к завещанию отцов, дедов – предков. (10) Не только завоеваниями науки и покорением природы можно гордиться нам, но и великой культурой.

(По С. Михалкову)

Задания

1. Определите стиль и тип речи прочитанного текста.

1) Разговорный, повествование;

2) публицистический, рассуждение;

3) публицистический, рассуждение, описание, повествование;

4) художественный, повествование, описание.

2. Замените слово могучие (предложение 6) нейтральным синонимом.

3. Из предложений 1–4 выпишите слова, иллюстрирующие правило «Буквы з–с на конце приставок».

4. Из предложений 2–4 выпишите прилагательное-исключение, иллюстрирующее правописание н–нн в суффиксах прилагательных.

5. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.

6. Укажите номера сложносочиненных предложений в тексте.

7. Замените словосочетание берега озер синонимичным со связью согласование.

8. Среди предложений 4–8 укажите номер предложения с обособленным оборотом.

9. Объясните постановку запятой в предложении 5:

1) запятая обособляет обстоятельство;

2) запятая разделяет однородные члены предложения;

3) запятая выделяет вводное слово;

4) запятая выделяет обращение.

10. Укажите, чем осложнено предложение 2:

1) обособленными обстоятельствами и определениями;

2) однородными членами предложения – сказуемыми и определениями;

3) однородными членами предложения – подлежащими и определениями;

4) однородными членами предложения – подлежащими и обособленными определениями.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

I.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ

(1) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2) Но были программы, которые я смотрел всегда, – танцы на льду. (3) Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. (4) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. (5) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

(6) Но дело не в этом. (7) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (8) Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. (9) Это искусство, огромное искусство.

(10) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (11) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и... красиво. (12) Да, именно красиво.

(13) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», это досадно и для него, и для окружающих. (14) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

(15) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (16) Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. (17) И окружающим, на мой взгляд, не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

(По Д.С. Лихачеву)

Задания

1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор текста любил смотреть танцы на льду?»

1) Автора завораживала красота фигурного катания.

2) Автор хотел постичь секреты мастерства фигуристов.

3) Автор считал, что для того, чтобы быть образованным человеком, не отставать от жизни, надо хоть иногда смотреть телевизор.

4) Автор восхищался умением фигуристов противостоять неудачам, постигшим их на льду.

2. Как объяснить слова автора: «удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников»?

1) Автор считает, что удачников на свете очень мало.

2) Неудачливые являются идеалом для автора, потому что он сам часто переживает неудачи в жизни.

3) Автор считает, что достижение неудачливыми успеха – это их огромная заслуга, преодоление собственных неудач, и это вызывает уважение.

4) Автор считает, что неудачливые люди очень скромны и их надо поддержать в их успехе.

3. Как характеризует автора текста информация, заключенная в предложениях 15–17?

1) Автор – человек, не знающий жизни и людей.

2) Автор – человек гуманный, расположенный к людям, готовый поддержать их в трудную минуту.

3) Автор – человек, перекладывающий свои обязанности на плечи других.

4) Автор – человек нечестолюбивый, оправдывающий неудачливых людей.

4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово обойма (предложение 4):

1) Рамка для патронов, вставляемых в магазинную коробку винтовки, пистолета.

2) Определенное количество патронов, вставляемых в такую рамку.

3) Перен. Ряд, набор кого-чего-л. (о появляющемся, обнаруживающемся одно за другим).

4) Спец. Скоба, обруч или иное приспособление, охватывающие и скрепляющие части сооружений, машин и т.п.

5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (3) Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. (4) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно.

2) (9) Это искусство, огромное искусство. (10) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле.

3) (1) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2) Но были программы, которые я смотрел всегда, – танцы на льду.

4) (4) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. (5) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор использует глагол выправляют, а не исправляют?» (предложение 7). Использование глагола выправляют позволяет автору текста:

1) приблизить свою речь к разговорному стилю;

2) сделать свой текст более простым, понятным;

3) показать разницу в лексическом значении слов: у глагола выправлять есть смысловой оттенок «улучшать, прикладывая к действию серьезный труд»;

4) не задумываться над выбором слов.

7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в следующей части предложения 11: «И надо уметь выходить из ошибок ...».

1) Гипербола;

2) олицетворение;

3) метафора;

4) фразеологизм.

8. Замените слова систематически и эпизодически из предложения 3 стилистически нейтральными синонимами. Напишите их.

9. Из предложения 8 выпишите слова с безударными гласными в корне, требующими проверки.

10. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

(17) И окружающим,1 на мой взгляд,2 не надо понуждать человека к признанию ошибки,3 надо побуждать к ее исправлению;4 реагируя так,5 как реагируют зрители на соревнованиях,6 иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

11. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) на стыке частей сложного предложения.

Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки,1 а от того,2 какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

12. Среди предложений 5–8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

II.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и раскрывая скобки. Выполните задания к тексту.

(1) Если(бы) книгам угр_жал всемирный потоп я(бы) поспешил построить ковчег в который попытался(бы) захв_тить всех своих любимцев. (2) Какие же из ми(л,лл)ионов книг вошли(бы) в число заветных?

(3) (Ни,не) что (не)имеет для духовной жизн(е,и) моей такого значения какое имел и имеет Пушкин. (4) Пушкин до того уд_вил меня изящ(?)ной простотой и музыкой стиха что долгое время проза к_залась мне (не)естествен(н,нн)ой. (5) Я (не)знаю (ни,не) чего лучш_ в мировой л_рической поэзии более чистого бл_стательного человеч(?)ного благородного потому (что) это сама Поэзия само Солнце.

(6) Давно извес_но что для любого поэта места где склад_валась его судьба где открылись его «вещие зеницы» особе(н,нн)о дороги. (7) Начало своей творческой биографии Пушкин связывал не только с ((Ц,ц)арско)сельскими садами но и с (М,м)ихайловскими рощами. (8) В Михайловском он ос_знал «зачем на свет родился». (9) Михайловское было его домом через окна которого он увидел свою отчизну. (10) Без природы (П,п)ушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество.

Задания

1. Определите стиль и тип речи этого текста.

1) Разговорный, повествование;

2) публицистический, рассуждение;

3) публицистический, рассуждение, повествование;

4) художественный, повествование, описание.

2. Замените слово ковчег в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом.

3. Из предложений 4–5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

4. Замените словосочетание духовная жизнь (предложение 3) синонимичным со связью управление.

5. Среди предложений 7–10 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

6. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 9.

7. В каких сложноподчиненных предложениях простые предложения связаны между собой союзами? Напишите номера этих предложений.

8. В каких сложноподчиненных предложениях простые предложения связаны между собой союзными словами? Напишите номер(а) этого(-их) предложения(ий).

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

10. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

11. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении 3.

12. Составьте схему предложения 1.

И.Л. СТАРИКОВА,
С.К. ГРАБУЗДОВА,

гимназия № 1505,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru