Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

9-й класс

Осложненное списывание

(Дидактический материал для повторения
по миниатюрам А.И. Солженицына «Крохотки»)

ИНСТРУКЦИЯ

1. Внимательно прочитайте текст 2–3 раза. Докажите, что это текст.

2. Объясните смысл названия миниатюры.

3. Определите тему и основную мысль, стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.

4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

5. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

6. Попытайтесь объяснить авторскую пунктуацию.

7. Произведите на материале текста разные виды разбора.

 

Костер и муравьи

Я бросил в к_стер гнилое бревнышко (не)досм_трел что изнутри оно густо населе(н, нн)о муравьями.

Затр_щало бр_вно вывал_ли муравьи и в отч_яньи забегали (по)верху и к_режились сг_рая в плам_ни. Я зац_пил бревнышко и отк_тил его на край. Теперь муравьи многие сп_сались – бежали на песок на с_сновые иглы. Но странно они (не)убегали от к_стра. Едва пр_одолев свой ужас они заворач_вали кружились и – какая(то) сила вл_кла их назад к п_кинутой родине! – и были многие такие кто опять взбегали на г_рящее бревнышко м_тались по нему и погибали там…

Вязовое бревно

Мы п_лили др_ва взяли вязовое бревно – и вскрикнули с тех пор как ствол в прошлом году срезали и т_щили трактором и распил_вали его на части и к_дали в баржи и кузовы и накат_вали в штабели и свал_вали на землю – а вязовое бревно (не)(с,з)далось! Оно пустило из себя свежий зеленый р_сток – целый будущий вяз или ветку (густо)шумящ_ю.

Уж бревно пол_жили мы на козлы как на плаху но (не)решались врезат_ся в шею п_лой как(же) п_лить его? Ведь оно то(же) жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить – больше нас!

Шарик

Во дв_ре у нас один мальчик держ_т песика Шарика на цепи, – кутенком его пос_дил, с детства.

П_нес я ему однажды кури(н,нн)ые кости еще теплые п_хучие а тут как раз мальчик спустил б_днягу побегать по двору. Снег во дв_ре пушистый обильный Шарик меч_тся пры(ш,ж)ками как заяц то на задние ноги то на передние, из угла в угол, и морда в снегу.

Подб_жал ко мне л_хматый меня опрыгал кости понюхал – и прочь, брюхом по снегу!

Не надо мне мол ваших к_стей дайте только свободу!..

Приступая ко дню

На восход_ солнца выбежало тридцать мо-л_дцов на поляну ра(с,сс)тав_лись вразрядку все лицом к солнцу и стали наг_баться пр_седать кланяться л_житься ниц прост_рать руки воздевать руки запрокид_ваться с колен. И так – четверть часа.

(Из)дали можно было представить что они мол_тся.

(Н_)кого в наше время (не)уд_вляет что человек каждодневно служ_т т_рпеливо и вн_мательно телу своему.

Но оскорбле(н,нн)ы были бы если бы так служил он своему духу.

Нет это не м_литва. Это – зарядка.

Дыхание

Ночью был дождик и сейчас переход_т по небу тучи изре(д,т)ка брызн_т слегка. Я стою под яблоней отцв_тающей – и дышу. Не одна яблоня но и травы вокруг сочают после дождя – и нет названия тому сладкому духу который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми легкими ощ_щаю аромат всею грудью дышу дышу, то с открытыми глазами то с закрытыми – не знаю как луч(?)ше.

Вот, пожалуй та воля – та единстве(н,нн)ая но самая дорогая воля которой л_шает нас тюрьма: дышать так дышать (з,с)десь. (Н_)какая еда на земл_ (н_)какое вино ни даже поцелуй жен(?)щины (не)слаще мне этого воздуха этого воздуха напое(н,нн)ого цветением сыростью свежестью.

Пусть это только крохотный садик (з,с)жатый звери(н,нн)ыми клетками (пяти)этажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоц_клов завывание р_диол бубны громкоговорителей. Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить!

А.И. Солженицын. Рассказы.
М.: Центр, Новый мир. 1999

Г.В. ИВАНОВА,
Самарская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru