Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №12/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

6-й класс

Правописание корней с чередованием гласных

Дидактический материал

Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников.

На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.

В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.

Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах.

 

I. ПОВТОРЕНИЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Безударные гласные корня,
проверяемые ударением чередующиеся не проверяемые ударением
глота'ть – гло'тка убирать кастрюля
     
     

 

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

1-я группа

Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):

-гор- и -клон- только о: гореть и склонить;

-зар- и -плав- только а: заря и поплавок.

Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.

2-я группа

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

-лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить;

-роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу.

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

рос

раст

ращ

росли

растение

выращены

Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!

3-я группа

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться.

Фея коснулась тыквы.

Палочка касается тыквы.

Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;

кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».

-е-/-и-:

-бер- – -бира-: уберу – убираю

-дер- – -дира-: удеру – удираю

-мер- – мира-: умереть – умирать

-пер- – -пира-: запереть – запирать

-тер- – -тира-: утереть – утирать

-блест- – -блиста-: блестеть – блистать

-стел- – -стила-: стелить – застилать

-жег- – -жига-: зажег – зажигать

-чет- – -чита-: счет – считать

Исключения: сочетать, сочетание.

 

В сочетаниях букв -има-, -ина-
пишется -и-:
снимать (снять), пожинать (пожать)

4-я группа

Написание гласной в корне зависит от значения слова

-равн- – -ровн-

-равн- – пишется в словах, означающих равенство:

Реши уравнение.

-ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое:

Разровняй складочки.

2 x2 + 5 y = 0

 

Исключения:

равнина (это ровное, а не равное чему-то место, но пишется -а-).

Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),

уровень (отметка, равная какому-то значению),

поровну (на равные доли).

-мак- – -мок-

-мак- – погружение в жидкость:

обмакни кисточку

-мок- – все остальное:

непромокаемый плащ;

намокает под дождем

 

-скак- – -скоч-

-скак- – много раз или долго:

скакать на лошади

-скоч- – один раз или быстро:

проскочить через обруч

 

Исключение: скачок.

Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.

Новый материал объединен в таблице.

(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

1) В слове поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

4) подчеркните гласную в корне.

излага'ть – изложи'ть

запира'ть – запереть

загора'ть

непромокаемый (плащ)

 

собирательный образ

соберутся компанией

блестеть на солнце

блистать в обществе

касаться проблем

коснуться вопроса

выращенный росток

выросли в деревне

предполагаемые планы

предположить худшее

(чуть) пригоре'ть

озаренный радостью

отворить ворота

юные пловцы

хорошая плавучесть

непромокаемая обувь

обмакнуть в чернила

уровень знаний

равноценные работники

поклониться знакомому

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

Прил_гаемые усилия

легкое прик_сновение

бл_стающий на балу

вым_кший под дождем

ур_внять в правах

соч_тание звуков

непром_каемый тент

р_весник века

вьющееся р_стение

заг_реться от искры

зам_реть от восторга

разж_гать вражду

отп_рать замок

приб_ру в квартире

уд_рать от хулигана

бл_снула молния

обг_ревшее дерево

заж_гать огонь

зам_рать от страха

бл_стеть на солнце

прин_мать присягу

прил_гать документ

соб_раться с друзьями

зап_реть дверь

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

  Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Зам_рать

       

Ср_внить

       
Заг_р        
Р_внина        
Прод_раться        
Ср_внять        
Р_стительность        
Непром_каемый        
З_ря        
Обм_кнуть        
Прик_сновение        
Зап_реть        
Заг_релый        
Бл_стеть        
Отр_сль        
Подл_жить        
Выр_щенный        
Р_сток        
К_сание        

 

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.

IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вариант I

1. В каком слове пишется буква а?

а) Заг_реть;

б) обг_ревший;

в) приг_реть;

г) выг_рки.

2. В каком слове пишется буква о?

а) З_рница;

б) з_ревать;

в) з_ря;

г) з_рево.

3. В каких словах пишется буква о?

а) Накл_ниться;

б) кл_няться;

в) покл_няться;

г) скл_нение.

4. В каких словах пишется буква а?

а) Пл_вчиха;

б) попл_вок;

в) пл_вец;

г) пл_вуны;

д) жук-пл_вунец.

5. В каких словах пишется буква о?

а) Вым_кнуть под дождем;

б) вым_кать в воде;

в) пром_кательная бумага;

г) вым_кать все чернила;

д) м_кать вареник в сметану.

6. В каких словах пишется буква а?

а) Подр_внять;

б) р_внение;

в) р_внять (дорожки);

г) р_вномерный;

д) р_вновесие.

7. В каких словах пишется буква а?

а) Оз_рять;

б) пл_вучий;

в) покл_ниться;

г) приг_реть;

д) подр_внять.

8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?

а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;

б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:

в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;

г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;

д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.

9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?

а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.

б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.

в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.

г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.

10. В каких словах пишется буква е?

а) Поч_тать книгу;

б) подн_маться;

в) бл_стать;

г) подст_лить;

д) обж_г.

Вариант II (для старшеклассников)

1. В каких словах пишется буква а?

а) Подр_стковый;

б) р_сток;

в) Р_стислав;

г) выр_стить;

д) нар_щение.

2. В каких словах пишется буква о?

а) ск_кать;

б) выск_чка;

в) ск_чок;

г) ск_чу;

д) подск_чить.

3. В каких словах пишется буква а?

а) Предл_гать;

б) пол_жение;

в) прил_гательное;

г) предл_жение;

д) пол_г.

4. В каких словах пишется буква о?

а) Прик_сновение;

б) к_са;

в) к_сательная;

г) к_сание;

д) к_саться.

5. В каком слове пишется буква е?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

г) ум_ротв_рение;

д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

д) бракосоч_тание.

7. В каких словах пишется буква о?

а) Водор_сли;

б) выр_щенный;

в) к_снуться;

г) подск_чить;

д) распол_гаться.

8. В каких словах пишется буква и?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

б) выб_рите корень;

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

Т.В. РЕБЯЗИНА,
М.В. МИХЕЕВА,
школа № 171,
г. Москва