Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2009

ИНФОРМАЦИЯ

 

В поисках нормы

О конференции «Языкознание для всех»

Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Здесь 26 февраля 2009 года состоялось торжественное открытие XIII Московской городской научно-практической конференции «Языкознание для всех». Организатором этого масштабного мероприятия ежегодно выступает московская гимназия № 1541. Тема, вынесенная на обсуждение в этом году, – «Язык и норма». Традиционно участниками являются не только ребята из Москвы и других городов России, но и из стран СНГ. Каждый подготовил научный доклад по обозначенным ранее направлениям исследований. Ребята будут защищать свои проекты в присутствии серьезного жюри. Как всегда, экспертами станут известные лингвисты из ведущих вузов Москвы: МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ, РГГУ, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и др. Однако с этим испытанием школьники столкнутся во второй день работы конференции. А в первый начинают свою работу круглые столы, где разворачиваются настоящие лингвистические баталии.

Так, на одном из них, посвященном «Новым явлениям в русском языке», кандидат филологических наук Ирина Борисовна Левонтина вынесла на суд аудитории высказывание о том, что «Прогресс языка заключается в его неизменности». Дискуссии о столь спорном на первый взгляд утверждении не утихали на протяжении всего заседания. Аргументы «за» и «против» изменений в языке до предела накалили атмосферу круглого стола. В попытках доказать свое мнение юные ораторы приводили примеры из немецкого и французского языков, рассуждали над различием понятий «образ» и «имидж». Камнем преткновения стал вопрос о надобности заимствований иностранных слов. Не остались в стороне от обсуждения и столь характерные для русского менталитета богатые синонимические ряды, обозначающие положительную оценку чего-либо. В связи с этим сразу же вспомнились молодежные «кульно», «атасно» и «суперски». Оказалось, что Ирина Борисовна Левонтина совсем не против этих сленговых словечек. Более того, по ее мнению, «нельзя вычеркивать из языка какие бы то ни было лингвистические единицы». Другой вопрос, как бороться с тем, например, что студент при сдаче сессии вдруг роняет неуместную фразу вроде «чё-то я не врубился»?

Языком нельзя манипулировать только с помощью запретов и приказов. А если попробовать искусственно управлять языком, то, как заметил Илья Дриго, ученик 6-го класса гимназии №1518 города Москвы, запретный плод сладок: люди назло новым правилам будут говорить и писать так, как им удобнее и привычней. Надо отметить, что Илья на эту конференцию приехал впервые. Его работа носит привлекательное название: «Типичные ошибки в речи современного школьника». На вопрос о том, что Илья ждет от конференции, он ответил: «Привлечь внимание общественности к своему проекту. Грустно, когда люди не замечают и не хотят замечать своих ошибок».

Спрашивать, что значит эта конференция для почти полутора сотен школьников, – скорее всего неправильно и бессмысленно. Просто надо видеть глаза этих ребят, горящие неподдельным интересом к науке. Вот тогда все становится понятным без слов. «Языкознание для всех» – это уникальный проект, который позволяет его участникам сделать огромный шаг вперед, открыть новые просторы для исследований и обмена информацией.

Второй день конференции проходил в гимназии № 1541, где ученики 6–11-х классов выступали с докладами. Работали девять секций (названия секций см. ниже).

Анастасия ГРИНЦЕВИЧ,
гимназия № 1541,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru