Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2009

ЖИЗНЬ ЯЗЫКА

 

Стихи, опаленные войной

Ю.В. Друнина (1942–1991)

Если отдельное стихотворение – целостный замкнутый внутренний мир с собственными законами отражения и переосмысления объективного мира, то словарь стихотворения – важнейший показатель этого внутреннего мира. «Составив словарь того или иного стихотворения, мы получаем – пусть грубые и приблизительные – контуры того, что составляет мир с точки зрения этого поэта». (Ю.Лотман) Поэтому так велика роль каждого слова в смысловой организации поэтического текста.

Слово в стихотворном произведении семантически осложнено, многослойно по значению. Отбор предметов, реалий, понятий, признаков, набор действий в поэтическом тексте специфичен и определяется законами жанра и особенностями индивидуальной авторской манеры. Анализ разных частей речи в том или ином стихотворении позволяет увидеть специфику мира произведения.

Обратимся к стихотворениям известной поэтессы XX века Юлии Друниной. Почему выбор пал на ее стихи? Я влюбилась в них «с первой строчки», случайно взяв в руки томик ее стихов в книжном магазине*.

Друнина в 17 лет добровольцем ушла на фронт:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Через всю свою жизнь, через все свое творчество она пронесла чистоту сердечных переживаний, которые обострила война. Эта опаленность войной сказалась и на «мирных» произведениях поэта, в которых не только мотивы, но средства выразительности и лексика связаны с войной. Например в стихотворении «Когда умирает любовь»:

Здесь каждая ссора –
Как бой.
Здесь все перемирья
Мгновенны...

В первых двух пятистишиях этого стихотворения преобладают глаголы в настоящем времени: умирает, не толпятся, понимает, рубит, которые помогают читателю понять, что автор говорит о том, что у любви нет времени, что то, о чем говорит поэт, может случиться с каждым из нас в любую минуту. Ни в чем никого не вините – это своего рода наставление читателю, обращение к нему. В стихотворении можно выделить следующие основные семантические поля: внутренний мир человека (как целое) – душа, сердце, Вселенная; любовь – любовь, объятья; боль – умирает, врачи, палата, нож, рубит.

В стихотворении «А я для вас неуязвима» героиня сравнивает любовь близкого человека с оградой, защитной броней:

Но без тебя я безоружна
И беззащитна, как мишень.
Тогда мне никуда не деться:
Все камни – в сердце,
Пули – в сердце...

В последних двух строчках использована градация, помогающая читателю понять, насколько страшно героине потерять эту броню: эта потеря для нее будет приравниваться к смерти: Пули в сердце... Семантические поля: война – смерть, болезни, пули, ограда, броня, мишень; любовь – бережет, любовь, праздник, сердце, броня.

Как видно из словаря стихотворения, одни и те же слова могут входить одновременно в несколько семантических полей, проявляя в них разные семантические признаки. Так, слово броня входит в семантическое поле война, обозначая средство защиты на войне. В то же время оно входит и в семантическое поле любовь, обозначая надежность, безопасность и защиту от бед, несчастий в мирной жизни.

И опять мы видим сравнение жизни с боем в стихотворении «Я курила недолго, давно – на войне»:

И в житейских боях я смогла устоять,
Хоть бывало и больно, и тяжко,
Потому что со мною делились опять,
Как на фронте, последней затяжкой.

Чередование глаголов в прошедшем и настоящем времени: курила, слышится, болтаешь, возникала, дымит, следят, было, делились, отдавали – говорит о том, что героиня все время переживает свое прошлое, смешивая его с настоящим, приближает читателей к прошлому, сравнивает его с событиями, которые происходят в ее жизни сейчас, говорит о житейских боях.

И снова в стихотворении «У моря» звучит военная лексика:

До сих пор отстрелянными гильзами
Мрачно звякает забытый пляж.
В орудийном грохоте прибоя...

Ярким изобразительным средством здесь является аллитерация: читатель будто слышит, как ударяются волны о берег, как вода омывает камни, сдвигая их с места.

Человек
со шрамом у виска
Снова,
снова слышит голос боя,
К ржавым гильзам
тянется рука.

Герою стихотворения чудится, что он снова в бою. Гул, грохот прибоя напоминают ему перестрелку. Основными семантическими полями являются природа – горы, море, пляж, прибой; война – отстрелянные, гильзы, бой.

Эхо войны слышится почти в каждом стихотворении Друниной. Характерны такие сравнения: любовь – бой, тишина – перемирие, смерть – пуля, счастье – броня. Но кроме использования военной лексики в «мирных» стихах, поэтесса активно использует и другие приемы: один из любимых приемов Друниной – антитеза, которую можно найти во многих произведениях Друниной, например, в стихотворении «Зинка»:

У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
... ... ... ... ... ... ... ... ...
Мы не ждали посмертной славы –
Мы хотели со славой жить.

В других стихотворениях:

Вновь плакать хочется и петь… («Перед закатом»)

Все не идет к тебе проклятый сон,
Все думаешь, где истина, где ложь... («Любовь»)

Я родом не из детства – из войны.

В самые тяжелые минуты
Я пишу веселые стихи.

Есть круги рая,
А не только ада.

И праздник – каждый будний день.

Минуту счастья делим на двоих.

Но можно новое вино
Влить в старые мехи.

Стихотворение «Зинка» посвящена однополчанке Юлии Друниной. Оно так трогает сердца читателей. Почему?

Стихотворение насыщено эпитетами – разбитая ель, продрогшая, гнилая земля, потрепанный батальон; метафорами – яблочное захолустье, бурлит весна; риторическими вопросами: Почему же в бинтах кровавых светлокосый солдат лежит?; олицетворениями: каждый кустик беспокойную дочку ждет, белорусские ветры пели.

Аллитерация звука [р] помогает читателю услышать грохот взрывов на поле боя:

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Памятник Юлии Друниной.
Автор В. Шарапов

Очень разнообразен и словарь стихотворения: наряду с существительными, имеющими абстрактное значение (грусть, слава), автор использует существительные с конкретным предметным значением (земля, хата, кустик). Создается впечатление приближения взгляда, более пристального вглядывания в окружающую жизнь:

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Противопоставляются прилагательные и причастия с отрицательным и положительным значением: от «продрогшей гнилой земли» – в «яблочное захолустье», от «белорусских ветров» – к «рязанским глухим садам», от «бинтов кровавых» – к «старушке в цветастом платье».

Постоянно меняется место действия: вот мы на фронте вместе с героинями, а вот уже видим родину Зинки:

– Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Семантические поля стихотворения: война – грусть, шинель, солдат, митинги, знамена, батальон, смертные, атака, окруженье, слава, бинты, кровавый; смерть – гнилая, грусть, смертные, бинты, кровавый, лежит; родина – яблочное, захолустье, дом, мама, живет, дым, хата, кустик, ждет, сады, икона, старушка, свеча, весна. Еще раз отметим, что некоторые слова входят одновременно в несколько семантических полей.

Творчество Юлии Друниной – это действительно уникальный внутренний мир. Ее стихотворения – о войне, потерях, боли, утратах. Вместе с этим – о любви, счастье, родине, победе. В каждом ее стихотворении – надежда на счастье, любовь к родине и к близким людям. В ее стихах каждый находит частичку себя. Наверное, поэтому спустя столько лет ее стихи заставляют нас плакать и улыбаться, сочувствовать и надеяться.


* Друнина Ю. Стихотворения. М.: Эксмо, 2008.

Юлия МАШТАКОВА,
студентка 3-го курса МГЛУ

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru