Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

6-й класс

Имя числительное

Урок-­игра

Цели урока:

• повторить изученный материал по данной теме;

• развивать творческие способности, мышление, память;

• воспитывать любовь и интерес к изучению русского языка

ХОД УРОКА

Слово учителя

Сегодня на уроке, который будет проходить в форме игры, мы повторим изученный материал по теме «Имя числительное».

Ведущий

Вам необходимо разделиться на команды. За каждый правильный ответ команда получит балл. В подсчете баллов будут помогать мои помощники – члены жюри. (В качестве помощников могут выступать лучшие ученики класса и учитель русского языка. Между конкурсами-заданиями подводятся промежуточные итоги.)

Задание 1. «Придумайте название».

Командам необходимо придумать название, в котором упоминалось бы числительное.

Время – 30 секунд. За оригинальное название – балл.

Задание 2. «Продолжите пословицу».

Нужно продолжить пословицу, в состав которой входит имя числительное.

1-я команда: За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

2-я команда: Семь раз отмерь – ... (один раз отрежь).

1-я команда: У одной овечки – … (да семь пастухов).

2-я команда: Умел да смел – … (пятерых одолел).

1-я команда: Один пашет – … (а семеро руками машут).

2-я команда: Глупому прощают семьдесят ошибок –… (умному ни одной).

Задание 3. «Подберите загадки».

Командам предлагается выбрать одного представителя для данного конкурса. Выбранный член команды должен подобрать загадки, в состав которых входят имена числительные. Прежде чем назвать отгадку, надо определить разряд числительного, которое встречается в содержании загадки.

Примеры загадок:

У двоих матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Четыре брата под одной крышей стоят. (Стол.)

Выходили двенадцать молодцев, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (Месяцы и дни.)

Время – 5 минут.

Спонсор публикации статьи языковой центр "ЕврАзия". Курсы для детей и взрослых - курсы изучения китайского языка, а также японский, корейский, арабский, турецкий, персидский, английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки. Стажировки в Китай, Японию, арабские и западные страны. Высококвалифицированные преподаватели, доступные цены, дружный коллектив. Подготовка к международным экзаменам.

Задание 4. «Назовите части речи».

Нужно определить, какими частями речи являются следующие слова:

миллион, пятерня, трижды, осьмушка, пятак, двойник, троица, удвоить, семидневный, один, семь, двойной, раз, сотня, трое, тройка, сотник, четыре, сдвоить, двое, единица.

За каждый правильный ответ участник добавляет балл своей команде.

Задание 5. «Ответьте на вопрос».

На столе разложены конверты с номерами, в которых находятся вопросы по теме «Имя числительное». Номер на конверте соответствует количеству баллов. Команда имеет право выбрать любой конверт.

Вопросы:

1 балл. На какие две группы делятся все числительные?

2 балла. Чем отличаются простые числительные от составных?

3 балла. Как склоняются составные количественные числительные?

4 балла. В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

5 баллов. В чем особенность склонения числительных от 11 до 19?

6 баллов. В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

Задание 6. «Вспомните названия».

Командам нужно вспомнить как можно больше названий художественных произведений, кинофильмов, в состав которых входят имена числительные.

Например: «Три поросенка» (С.Михалков); «Три толстяка» (Ю.Олеша); «Три мушкетера» (А.Дюма); «Семнадцать мгновений весны» (Ю.Семенов); «Двенадцать стульев» (И.Ильф, Е.Петров) и другие.

Задание 7. «Магическое число».

Это седьмое задание. Цифра семь в старину рассматривалась как магическое, волшебное число.

Цифра семь повторяется во многих русских пословицах. О непостоянном человеке, часто меняющем свои решения, говорят, что у него семь пятниц на неделе; об умном человеке – семи пядей во лбу; о человеке, который издалека вернулся ни с чем, – за семь верст киселя хлебать ходил.

Задание: назовите фразеологизм, в котором упоминалось бы числительное семь. Объясните, как вы понимаете данные фразеологизмы.

Например: Семь раз отмерь – один раз отрежь; у семи нянек дитя без глазу; седьмая вода на киселе; семеро одного не ждут; семь бед – один ответ; за семью печатями; работал до седьмого пота; семеро ворот да все в огород и другие.

Задание 8. «Числительное в слове».

Нужно назвать слова, в составе которых встречается имя числительное.

Например: подвал, одиночество, трибуна, сестрица, стричь, тритон, простой, сторож, вместо, столько, Севастополь, вспять, постоять, столица и другие.

Ведущий

В ожидании подведения итогов игры предлагаю отгадать ребусы:

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3 ж.

Прочитайте предложение:

Прежде чем вся 7я о5 сядет за с100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Подведение итогов игры. Награждение.

ЛИТЕРАТУРА

Русский язык: Учебник для 6-го класса / Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2006. С. 138–156.

Е.Б. КОРОЛЕВА,
Ухотская СОШ,
пос. Песок,
Каргопольский р-н,
Архангельская обл.

Рейтинг@Mail.ru