Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2010

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

9-й класс

Тренировочный вариант ГИА

Прочитайте текст и выполните задания А1–А7; В1–В14.

(1) У моей бабушки было четыре дочери. (2) Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой. (3) От нашего дома до бабушкиного нужно было пройти двадцать семь шагов.

– (4) Хорошо, что мы живем вместе в одной квартире, – говорила бабушка. – (5) С детства люблю ходить в гости. (6) Встречают, провожают… Ухаживают!

(7) В гости она любила не только ходить, но и ездить.

(8) Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут ее к себе. (9) Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезет своим внукам.

(10) Дочери присылали поздравительные открытки. (11) Они писали, что очень скучают. (12) Они любили ее. (13) И, наверное, просто не догадывались пригласить.

(14) Однажды в канун Нового года в нашей школе должен был состояться поход в детский театр. (15) Дня за три до этого выяснилось, что нашему классу достались билеты в партер, а параллельному – в бельэтаж, хотя он был ничуть не хуже нашего класса. (16) Мне даже казалось, что он был лучше, потому что в нем училась Галя Козлова.

(17) На спектакль детского театра я купил два билета. (18) “Пойду к Гале, – думал я, – и как бы между прочим скажу: – (19) У меня оказался лишний билет. (20) В партере сидеть лучше, чем в бельэтаже. (21) Возьми, если хочешь…” (22) И весь спектакль буду сидеть рядом с ней!

(23) Перед самым Новым годом пришли открытки от всех маминых сестер. (24) Они поздравляли бабушку, маму с папой и даже меня. (25) Опять писали, что очень скучают и никак не дождутся встречи!

– (26) В ожидании тоже есть прелесть: все еще впереди… – тихо сказала бабушка.

(27) Мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (28) И я в тон им с грустью сказал:

– (29) А мне завтра придется пойти в театр… (30) Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке. (31) Тогда я вдруг… неожиданно для самого себя произнес:

– (32) Пойдем со мной, бабушка. (33) У меня есть лишний билет.

(34) Бабушка еще ниже склонилась над своей сумкой. (35) Она продолжала что-то искать в ней. (36) Но уже, мне казалось, от радости.

– (37) Надо будет сделать прическу, – сказала она. – (38) Но в парикмахерскую завтра не попадешь! (39) Я надену свое черное платье. (40) А? (41) Как вы считаете? (42) Оно не будет выглядеть траурным?

– (43) Черный цвет – это цвет торжества! – возразил папа.

(44) И бабушкин театральный бинокль тоже был торжественно черного цвета.

– (45) Хочешь посмотреть? – спросила она еще до начала спектакля.

(46) Я взял бинокль… и навел его на Галю Козлову, сидевшую в бельэтаже.

(47) В антракте бабушка предложила:

– (48) Пойдем в буфет. (49) Я обожаю толкаться в театральных буфетах!

(50) Мы вышли в фойе. (51) Я думал, что ребята будут молча посмеиваться, увидев меня с бабушкой. (52) Но никто не посмеивался… – (53) Бабушка, идем скорей… (54) Вон какая очередь! – сказал я.

– (55) Ну, нет! – возразила она. – (56) Старуху в детском театре должны пропустить вне очереди.

(57) Ее пропустили… (58) Уже добравшись до самой буфетной стойки, она обернулась и крикнула мне:

– (59) Ты любишь яблочные пирожные?

– (60) Люблю, – неискренне ответил я. (61) Потому что понял, что бабушка их очень любит.

(А.Алексин)

Об авторе текста:

Анатолий Георгиевич Алексин (род. 3 августа 1924 в Москве) – русский прозаик, драматург. До войны публиковался в газетах “Пионерская правда” и “Комсомольская правда”. В начале Второй мировой войны 17-летний Алексин был эвакуирован на Урал, где работал ответственным редактором газеты “Крепость обороны” на строительстве Уральского алюминиевого завода (крупного оборонного объекта). В 1950 окончил Московский институт востоковедения. Первый сборник повестей – “Тридцать один день” (1950). Секретарь союза писателей РСФСР, член редколлегии журнала “Юность”.

К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: “Почему бабушка радовалась, что живет отдельно от дочерей?”.

1. Потому что не хотела быть лишней обузой своим детям.

2. Потому что она любила ходить в гости, где за ней ухаживают.

3. Потому что хотела быть хозяйкой в своем доме.

4. Потому что любила одиночество.

А2. Как бабушка отнеслась к предложению внука пойти в театр?

1. Она обрадовалась, потому что любила находиться в большой компании.

2. Бабушка расстроилась, потому что у нее были другие планы.

3. Бабушка обрадовалась, потому что любила ходить в театр.

4. Бабушка обрадовалась, потому что внук позаботился о ней.

А3. Как характеризует мальчика информация, заключенная в предложениях 57–60?

1. Как обманщика.

2. Как любящего внука.

3. Как лицемерного мальчика.

4. Как мелочного человека.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово поход (предложение 14).

1. Передвижение войск или флота с какой-нибудь целью.

2. Дальние передвижения войск в целях военных действий.

3. Организованное путешествие или дальняя прогулка.

4. Организованное или заранее намеченное путешествие.

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1. Я думал, что ребята будут молча посмеиваться, увидев меня с бабушкой. Но никто не посмеивался…

2. Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут ее к себе.

3. Бабушка еще ниже склонилась над своей сумкой. Она продолжала что-то искать в ней.

4. Бабушка, идем скорей… Вон какая очередь! – сказал я.

А6. Почему бабушка назвала себя старухой?

1. Бабушка искренне считала себя старой женщиной.

2. Бабушка разговаривала с внуком на одном языке.

3. Бабушка с внуком находилась в детском театре, а дети именно так называют пожилых людей.

4. Бабушка долгое время жила в деревне, где слово старуха является привычным.

А7. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности являются эпитеты.

1. Перед самым Новым годом пришли открытки от всех маминых сестер.

2. Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезет своим внукам.

3. У меня оказался лишний билет.

А.Билинска-Богданович.
Портрет дамы с оперным биноклем.
1884 год

4. И бабушкин театральный бинокль тоже был торжественно черного цвета.

Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово обожаю в предложении 49 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 39–42 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

В3. Из предложений 9–12 выпишите слово, в котором написание приставки при- объясняется значением “сопутствующее действие”.

В4. Из предложений 30–31 выпишите наречие с -н- в суффиксе.

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Дочери присылали поздравительные открытки. Они писали, (1) что очень скучают. Они любили ее. И, (2) наверное, (3) просто не догадывались пригласить.

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочиненного предложения.

Мама и папа стали объяснять, (1) что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, (2) но не пойти они просто не могут. И я в тон им с грустью сказал:

– А мне завтра придется пойти в театр…

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, (1) что дочери, (2) жившие в других городах, (3) позовут ее к себе. Она даже присматривала в магазинах игрушки, (4) которые повезет внукам.

В8. Замените словосочетание маминых сестер (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

В10. Среди предложений 58–61 найдите предложение(-я) с однородными членами. Выпишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В11. Среди предложений 50–54 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 26.

В13. Среди предложений 23–26 найдите сложное бессоюзное. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 14–16 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответы: А1 – 2; А2 – 4; А3 – 2; А4 – 4; А5 – 1; А6 – 3; А7 – 4.

В1 – люблю; В2 – считаете; В3 – присматривала; В4 – поспешно; В5 – 2, 3; В6 – 2; В7 – 1, 4; В8 – сестер мамы; В9 – билет оказался; В10 – 58; В11 – 51; В12 –3; В13 – 26; В14 – 16.

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru