Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2010

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

 

И.А. Бунин об А.П. Чехове

1

А.П. Чехов и И.А. Бунин.
Любительский снимок. 1902 (1903 г.)
http://bunin.niv.ru

Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору, и характер этой скучной страны немало, должно быть, способствовал развитию его прирожденной меланхолии. Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлиненной губой мать, “истовый и строгий” отец, заставлявший старших сыновей по ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь; требовавший с самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве “хозяйского ока” в лавке. И чаще всего страдал Антоша, – наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему отлучиться.

Однако еще гимназистом в письме от 29 июля 1877 года Антоша писал своему двоюродному брату М.М. Чехову:

“Отец и мать единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею, и если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие”.

С самых первых лет студенчества Антон Павлович взял на свои плечи всю семью.

2

Если бы не было в жизни Чехова церковного хора, спевок, то и не было бы рассказов ни “Святой ночью”, ни “Студента”, ни “Святых гор”, ни “Архиерея”, не было бы, может быть, и “Убийства” без такого его тонкого знания церковных служб и простых верующих душ. Сидение же в лавке дало ему раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов. Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в “мелкой прессе”, где человеческие недостатки и даже пороки не очень скрываются. Помогла и профессия врача. Он чуть ли не с первых курсов стал летом работать в земских больницах в Новом Иерусалиме, в Воскресенске. Его брат, Иван Павлович, получил место учителя в церковноприходской школе, квартира была из четырех комнат, и семья Чеховых на лето приезжала к нему.

Потом они снимали флигель на летние месяцы в Бабкине, имении Киселевых, с которыми они очень сдружились. Это была уже подмосковная. Отец М.В. Киселевой, Бегичев, был директором Малого театра, а потому у Киселевых вечно бывали актеры, музыканты, певцы, художники. У них Чехов вошел вместе с Марьей Павловной, которая очень подружилась с М.В. Киселевой, в артистическую среду, часто много слушал там у них серьезную музыку.

При его восприимчивости и наблюдательности семь лет в этих местах дали ему как писателю очень много. Ведь и “Унтер Пришибеев” оттуда, и “Дочь Альбиона”, и “Егерь”, и “Злоумышленник”, и “Хирургия”, и “Налим”...

Меня поражает, как он моложе тридцати лет мог написать “Скучную историю”, “Княгиню”, “На пути”, “Холодную кровь”, “Тину”, “Хористку”, “Тиф”... Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу в такие еще молодые годы. Конечно, работа врача ему очень много дала в этом отношении. Он всегда говорил мне и профессору Россолимо, что благодаря ей область его наблюдений расширилась и обогатила его знаниями, настоящую цену которых для него как писателя может понять только врач. “Знание медицины меня избавило от многих ошибок, которых не избег и сам Толстой, например, в “Крейцеровой сонате””.

Писание же в “Будильниках”, “Зрителях”, “Осколках” – научило его маленькому рассказу: извольте не переступить ста строк!

3

Сдержанность Чехова сказывалась и во многом другом, более важном, свидетельствуя о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в ту пору его молодости нужду, и работал мало того что за гроши, но еще и в обстановке, способной угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но еще несколько человек гостей-студентов. Он долго нуждался и потом... Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу, и это вытекало не из скрытности его характера и не из ограниченности его потребностей: будучи на редкость благородно-скромным в своем образе жизни, он в то же время прямо-таки ненавидел серую, скудную жизнь... Он пятнадцать лет был болен изнурительной болезнью, которая неуклонно вела его к смерти; но знал ли это читатель, – русский читатель, который слышал столько горьких писательских воплей? Больные любят свое привилегированное положение: часто самые сильные из них почти с наслаждением терзают окружающих злыми, горькими, непрестанными разговорами о своей болезни; но поистине было изумительно то мужество, с которым болел и умер Чехов! Даже в дни его самых тяжелых страданий часто никто не подозревал о них.

– Тебе нездоровится, Антоша? – спросит его мать или сестра, видя, что он сидит в кресле с закрытыми глазами.

– Мне? – спокойно ответит он, открывая глаза, такие ясные и кроткие без пенсне. – Нет, ничего. Голова болит немного.

4

Чехов прежде всего воспитывал себя, а потом уже своих.

Еще гимназистом он пишет младшему брату Мише по поводу того, что тот назвал себя “ничтожным и незаметным братишкой”, когда Антоше было всего семнадцать лет, а Мише – двенадцать:

“Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми, среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество. Не смешивай “смиряться” с “сознанием своего ничтожества””.

Замечательно, как А.П., будучи двадцатишестилетним врачом, объясняет в письме брату Николаю, что такое воспитание. (Письмо помечено мартом 1886.)

“Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

3. ...Не лгут даже в пустяках... Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

4. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие...

5. Они не суетны. Их не занимает чье-то рукопожатие.

6. Если имеют в себе талант, то уважают его... Они жертвуют для него всем. Они брезгливы.

7. Они воспитывают в себе эстетику...

…Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час.

Брось я сейчас семью на произвол судьбы, я старался бы найти себе извинение в характере матери, в кровохарканье и проч.”.

Да, это письмо интересно не только как назидательное”, но из него можно понять, как А.П. сам себя воспитывал, как он был строг к себе.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru