Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2010

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Заметки с уроков по грамматике

(Программа под редакцией М.В. Панова)

Начну издалека и скажу честно: когда в 1991 году, перейдя из обычной школы в гимназию, я познакомилась с экспериментальными учебными материалами по русскому языку и Проектом программы под редакцией М.В. Панова, то испытала страх. Если за предшествующие 9 лет работы по традиционным учебникам мною была освоена методика преподавания, накоплен и систематизирован дидактический материал, осуществлялся творческий подход к планированию и проведению уже знакомых занятий, то теперь вдруг все привычное рухнуло. Испугали гораздо больший объем информации, ее качество и способы подачи, отсутствие тренировочных упражнений. Было сомнение: “Может быть, отказаться от нового – такого сложного, трудного? Не зря же некоторые родители настороженно относятся к новому учебнику, увидев, что в пятом классе вводится вузовская терминология?”. Помогло общение с коллегами, которые очень искренно рассказывали как об успехах, так и о поражениях. Еще спасли от “бегства” две книги: “Введение в языкознание” А.А. Реформатского и “Русская фонетика” М.В. Панова. Читая первую, я представляла умного наставника, неспешно объясняющего мироустройство на примере лингвистики: “Два римлянина поспорили, кто скажет (или напишет) короче фразу; один сказал/написал: “Ео rus” – “Я еду в деревню”, а другой ответил: “I” – “поезжай”. Это самое короткое высказывание (и написание), которое можно себе представить, но вместе с тем это вполне законченное высказывание, составляющее целую реплику в данном диалоге и, очевидно, обладающее всем тем, что свойственно любому высказыванию. Каковы же эти элементы?

1) [ i ] – это звук речи (точнее фонема) <…>;

2) I – это корень слова (вообще морфема) <…>, т.е. элемент, выражающий какое-то понятие;

3) I – это слово (глагол в форме повелительного наклонения в ед.ч.), называющее определенное явление действительности;

4) I – это маленькое предложение, т.е. элемент, заключающий в себе сообщение.

“Маленькое” I, оказывается, заключает в себе все, что составляет язык вообще: звуки, морфемы, слова, предложения...” (С. 21). Читая вторую книгу, докторскую диссертацию, я чувствовала незримое присутствие человека с прекрасно развитым чувством юмора. “Иди, куда знаешь; Опять? забыл?” (показана интонация), или: “Слышно, что кричат, а что? кричат – не слышно” (С. 186); “Московский” [ ш’ ] не раз пытались похоронить (С. 330).

Постепенно пришло осознание: на этом основании можно развивать качественно другой тип мышления – осознающий все явления во взаимосвязи, опирающийся на творческий подход в обучении, признающий отношения, построенные на принципах гуманизма.

А теперь перейдем к урокам. Вот как мы коллективно работали с отрывком из рассказа Л.Пантелеева “Раскидай” (задание 233, С. 188 учебника для 6-го класса). Когда услышали название, решили, что “раскидай” – глагол. Эту форму противопоставили другим: раскидал бы, раскидаю, раскидаешь, раскидаете. Сравним с глаголом “сделай!” – слово обозначает приказ, побуждение к действию. Когда же прослушали текст, то все без исключения передумали: нет, это существительное.

“Жил-был раскидай. Куда хочешь – туда кидай: хочешь – направо, хочешь – налево, хочешь – вниз, хочешь – вверх, а хочешь – так куда хочешь. А если на пол бросить – он и на полу устроится. Вот он какой, раскидай, покладистый.

Продавец продавал раскидаи. Девочка услыхала и говорит: – Ой, ай, какой раскидайчик! Прыгает, как зайчик!

Мама ей раскидайчика и купила”.

Задание было предложено в такой форме: найдите как можно больше подтверждений вашему выводу. Стали “тянуть” руку: раскидай – раскида-и – противопоставление по числу. У однокоренного слова формы разных падежей: раскидайчик – раскидайчик-а. “Жил-был” согласуется в роде (мужской) и числе (единственное) со словом раскидай, но глагол требует именительного падежа. “Продавал раскида-и” – глагол управляет формой косвенного падежа. Раскидай покладист-ый – прилагательное называет признак, “прилагается” к слову раскидай. Оно согласуется в формах рода, числа и падежа. От слова раскидай образовано слово раскидайчик суффиксальным способом. По такой же модели образовали: разбросай – разбросайчик, разливай – разливайчик. Заметили, что слово разбросай в предложениях является подлежащим и дополнением: Жил-был раскидай. Продавец продавал раскидай. Раскидай в тексте замещается местоимением он. А местоимение не может работать вместо глагола.

Одни шли от жизни, поэтому, вспомнив, что раскидай на полу устроился, он жил-был, решили: это одушевленное имя существительное. Другие шли от языка и упрекнули автора в непоследовательности: имя собственное, сказочный персонаж, а буква в названии маленькая. И еще: почему продавец продавал раскида-и, а не раскида-ев?

Мысли человека свойственно скольжение от одного предмета к другому. Это скольжение часто очень хаотичное, поэтому важно научиться дисциплинировать ум.

Типы грамматической связи – традиционно трудная для учеников тема.

Казалось бы, ее усвоению должны способствовать схемы, ярко иллюстрирующие подчинительную связь: согласование, управление, примыкание.

Схема

(Схемы составлены М.В. Пановым)

Однако если эти схемы использовать, не подготовив ребенка, они вызовут у того психологический дискомфорт, так как представляют собой очень высокий уровень абстрагирования. “Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности, – писал В.Г. Белинский, – ему нужны образы, краски, звуки”. На помощь приходят рисунки. Они, как заметил В.М. Бурмако, “...помогают понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и “глазами””.

В начале изучения материала, как показала практика, лучше разобрать конкретные примеры: что такое согласованность, несогласованность и управление в жизни:

http://skazles.ru

Затем можно продемонстрировать примеры словосочетаний, направленные на предупреждение грамматических ошибок. Мы, например, выполняли такие задания:

1. Составьте, используя сюжетную картинку, одно словосочетание с сочинительной связью и три словосочетания с подчинительной связью (на согласование, управление, примыкание). Укажите строение словосочетаний и средства связи.

2. Данные словосочетания замените синонимичными. Подумайте, везде ли возможна замена.

Площадка для баскетбола, шубка из кролика, абрикосовый джем, причал на Оби, играть в шашки, люблю поесть, лисьим хвостиком, разговор с другом, варенье из крыжовника, Обской бульвар, Касмалинский бор, бутылка из-под кваса, стеклянная кружка, книжка для записей, заниматься акробатикой, писать разборчиво.

3. Соедините слова левого и правого столбиков так, чтобы получились полноценные словосочетания.

Уехали                       на вертолете

приплыв                     ездеход

вернешься                 за Уралом

возвратитесь              агорелым

прийти                        на Землю      

отплывшему               из дома отдыха

пришла                       пароходом

вернет                        специалистом

прилетевшего             электропоездом

4. Составьте словосочетания, установив грамматическую связь.

Вариант 1. Высота, гребень, плеск, исчез, качаться, борются, пенятся, накрыв, набежавшей, с громадными + (морская волна).

Вариант 2. Чемпион, маленький, креплениями, бежишь, мазь, выбранных, кататься, первый разряд, бросив + (хорошие лыжи).

5. Даны соединения слов. Не все из них можно назвать словосочетаниями. Подумайте, как их можно изменить, дополнить другими словами, чтобы получились предложения.

Гостиная приятным полумраком, большая бронзовая лампа с зеленым абажуром, изредка в потухающем, перед камином в кресле, с кроткими голубыми глазами.

6. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу существительные.

На нижней палубе волны отвязали ____ ____ пляшет, вертится волчком в зеленой пене на палубе. Над палубой, над мутью волн шарит ____. Помощник капитана в рупор кричит... и трое бегут с арканами – ловить ____ ____ пляшет, как пьяный швед. (По Б.Пильняку)

7. Установите с помощью вопросов грамматическую связь и исправьте ошибки.

На даче мы ухаживали и поливали растения. Собака искала себе ночлега и хорошего друга. Вокруг простираются пустынный местность. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и способность понимать других. В домах на русском Севере царила гармония и согласие.

8.

Вариант 1. Дано слово Луна. Продолжите цепочки слов и запишите получившиеся словосочетания, каждый раз устанавливая новую грамматическую связь.

1) Величина, расстояние, диаметр...

2) Фотографировать, осваивать, приближаться...

3) У молодой, ущербной, с новой...

Вариант 2. Дано слово спасать. Включите его в словосочетания, указав средства грамматической связи. В каждой строке должно быть не менее трех примеров (можно больше).

1) Спасать (кого – что-либо);

2) спасать (от кого – чего);

3) спасать (как).

Вариант 3. Дано слово спектакль. Согласуйте с разными его формами данные ниже прилагательные и числительные.

Хороший, прекрасный, превосходный, отличный, замечательный, блестящий, талантливый, интересный, дневной, утренний, двадцатый, девяносто седьмой, телевизионный, детский. (См. “Учебный словарь сочетаемости слов русского языка” под ред. П.Н. Денисова. С. 544.)

После многочисленных тренировочных упражнений было предложено домашнее задание: подобрать/нарисовать (на выбор) картинки, по ним составить словосочетания, включить словосочетания в предложения, указав тип и вид грамматической связи, определив признаки главного и зависимого слова.

Если учитель познакомит детей с двумя-тремя образцами, ученики выполнят задание с бо'льшим энтузиазмом. Когда все усвоят тему, в качестве контрольного задания можно предложить (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка) расшифровать схемы или придумать свои.

Вот несколько рисунков, выполненных детьми:

(Фатнев Илья)

Согласованность

Управление в жизни

Управление в языке

(Постоенко Альбина)

Вид связи –  согласование

Вид связи – примыкание

При таком подходе в изучении темы дети долго удерживают в памяти образы, примеры, легко их вспоминают на уроках повторения, радуются, когда видят собственные рисунки, сохраненные учителем. Но, пожалуй, главное – исчезает скука. А ведь в ней “...скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения…”.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА В 8-М КЛАССЕ

(Уровень 1)

1. В данных словосочетаниях пятиклассники допустили грамматические ошибки на согласование и управление. Запишите примеры в исправленном виде.

Вариант 1 Вариант 2
Над розовой гладью реки, Тузик и Полкан охраняет стадо, мое кофе, люблю спать и рисование. У этих папы с ребенком, шестой мышь, мне нравятся уроки труда и музыка, купил чая.

2. Какими существительными должны управлять глаголы? Составьте словосочетания.

Вариант 1

Тормозить – развитию.

Вариант 1

Обращаться хорошо – к животным.

Мешать – развитие. Относиться хорошо – с животными.

3. Замените словосочетания с управлением синонимичными словосочетаниями со связью “согласование”.

Вариант 1

Чай с земляникой, участок при школе, решетка сада, время обеда, свет луны, гнездо ос, не решить задачу, дверь из стекла, календарь на стене.

Вариант 2

Пакет из-под молока, заботы о хозяйстве, центр города, ограда из камня, песня лебедя, не прочитать книгу, окно из дерева, клуб для дискуссий, шуба из песца.

4. Из данных слов составьте предложение и осуществите полный синтаксический разбор.

Вариант 1

Прошлась, одетая, по лесам, желтую, с метелкою, в шубу, осень.

Вариант 2

Лето, в закрома, уходящее, сама, везет, осень, красное, на машинах.

(Уровень 2)

1. Докажите или опровергните, что в словосочетании сочинительная связь.

Вариант 1

Самолет-разведчик

Вариант 2

Мороз-воевода

2. Ветер разорвал и унес половину вывески. На уцелевшей части надпись. Восстановите ее и определите вид подчинительной связи.

Вариант 1

... студентов

Вариант 2

... цветов

3. Ученик уверяет, что составил словосочетания, в которых зависимое слово примкнуло к главному. Так ли это? Как правильно? Запишите свои варианты.

Вариант 1

      x
Нежность посмотрев,
    x
очень говорить

Вариант 2

     x
Пустота по-зимнему,
        x
трусливый убежать

4. Из данных слов составьте предложение, осуществите его полный синтаксический разбор.

Вариант 1

От стола, стоял, с ушами, недалеко, человечек, оттопыренными, деревянного, приземистый.

Вариант 2

Лягушки, верб, усеянными, сережками, под ветвями, толстомордые, пушистыми, марш, на, играли, дудочках.

5. Приведите пример:

Вариант 1

составных глагольных сказуемых

Вариант 2

составного именного сказуемого.

В заключение приведу отрывок из беседы с кандидатом биологических наук, мамой ученика седьмого класса:

“В пятом классе мы побаивались ваших уроков, особенно по фонетике. А потом ничего, втянулись, привыкли. Теперь завидуем собственным детям: они знают намного больше, их очень интересно слушать. Поражает их дотошность. Иногда смотришь и не понимаешь, как надо выполнять задание, и тогда ребенок начинает объяснять, ссылаясь на словарь, справочник. Он догадывается, а я не могу: нас так не учили...”.

Литература

1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1991. С. 1.

2. Панов М.В., Сабаткоев Р.Б. Русский язык. Лексика. Фонетика. Теория письма. Морфология: Учебн. пособие для уч-ся нац. педучилищ Российской Федерации. 2-е изд., дораб. СПб.: Отд-ние изд-ва “Просвещение”, 1993. С. 332, 343.

3. Панов М.В. Русская фонетика.

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
г. Барнаул

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru