Брагина Нина Алексеевна,
Иоанно-Богословская православная гимназия, Москва

 

Жанр святочного рассказа у Лескова

Предлагаемый для чтения в классе рассказ Н.Лескова «Зверь» относится к циклу «Святочные истории».

Что такое святочный рассказ, каковы особенности этого жанра? Этот вопрос ставит сам Лесков в рассказе «Жемчужное ожерелье», с которого начинается этот цикл. Герои этого рассказа, образованные люди, за чашкой чая рассуждают о том, что святочные рассказы Диккенса прекрасны, но в них есть однообразие. И в этом «винить автора нельзя, потому что это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие».

Но один из гостей (будущий рассказчик) с этим не соглашается, уверяя всех, что рассказ, находясь в рамках, может видоизменяться и, отражая в себе время и нравы, представлять любопытное разнообразие. В доказательство начинает рассказывать историю, происшедшую с собственным братом.

Все соглашаются слушать, но перед рассказчиком одно условие: «что он (рассказ) должен быть истинным происшествием».

Дальше читателю предоставляется возможность самому почувствовать, что же такое святочный рассказ по Лескову. Можно лишь позавидовать тем, кто впервые будет сопереживать его героям.

Нечто необыкновенное, фантастическое должно быть, по Лескову, не в сюжетных перипетиях. Сюжет может быть «закручен», но чудо должно произойти в душе героя. Внутреннее действие важнее внешнего. Так и происходит в рассказе «Жемчужное ожерелье». Отец невесты, ростовщик и «сквалыга», вдруг преображается в любящего, доброго отца. Но это вдруг происходит под влиянием нравственного потрясения. Отец невесты потрясен благородством и истинной любовью жениха не только к невесте, но и к нему и другим людям.

Итак, для святочного рассказа важно такое столкновение характеров или событий, которое приводит героя, а вместе с ним и читателя к нравственному потрясению, а через потрясение – к очищению и духовному перерождению. Ведь на фоне Вифлеемской звезды нет ничего дороже человеческой души, преображенной по учению Христа.

 

Чудо видимое и невидимое

Урок по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»

 

Урок строится с учетом того, что текст (19 страниц) большинством учеников прочитан.

Цель урока – осмыслить прочитанное и сделать нравственные выводы.

Написать на доске эпиграф:

«И звери внимаху святое слово.

Житие старца Серафима»

Осмысление эпиграфа оставить на конец урока.

 

Беседа по прочитанному

Учитель. От чьего имени ведется повествование?

Ученик. От лица человека, вспоминающего свое раннее детство, когда ему было пять лет.

Учитель.Почему мальчик перед Рождеством оказался вне дома, в семье тети и дяди?

Ученик. Потому что отцу по делам пришлось уехать в другой город и жена не захотела оставить мужа одиноким в такой прекрасный и радостный праздник. А сына по случаю ужасных холодов мать не взяла с собой и оставила у родной сестры.

Учитель. Почему за помещиком, за которым была замужем тетя, ходила невеселая слава? Опишите характер дяди или найдите описание в тексте.

Ученики находят цитату:

«В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел, а напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили будто бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа»*.

Учитель. Итак, злобность и неумолимость – основные черты характера дяди. Нам важно запомнить, что эти качества кажутся ему будто бы выражением силы и твердости духа. К чему же приводит такой культ силы? Какое чувство дядя вызывает у окружающих и своего маленького племянника?

Ученик. Чувство страха.

Учитель. В главе второй – описании барского дома – слова с корнем страх встречаются несколько раз: страшные ужасы в башне дома, стоны духов, пораженных страхом. В доме царит атмосфера безобразной унылости и жестокости. Но главное, почему все так боялись барина, заключалось в его правиле, которое «...никогда не изменялось, не только для человека, но даже и для зверя <...>. Дядя не хотел знать милосердия и не любил его, ибо почитал его за слабость».

Учитель. Как вы понимаете слово милосердие?

Ученик. Это значит жалеть кого-то, прощать, миловать.

Учитель. Даль в своем словаре дает такое толкование: сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердность. Но в представлении дяди такие качества души не нужны, ибо они не делают его сильным, а значит, таким, которого все боятся. Сильный среди людей тот, который, как хищный зверь среди мелких хищников, держит всех в страхе.

Мы с вами и подошли к осмыслению названия рассказа «Зверь». Слово зверь в языке имеет не одно значение. Какие это значения?

Ученик. Автор употребляет его как в прямом, так и в переносном смысле. В прямом – это история о звере – медведе, которого вырастил слуга дяди Ферапонт, или Храпон (историю дружбы Ферапонта с медведем мы хорошо помним), он дал ему имя Сганарель. Медведь привык к людям, даже подражал некоторым привычкам человека: надевал на себя шапку, ходил на задних лапах, обнявшись со своим другом Ферапонтом. Автор даже сравнивает медведя с королем Лиром. Любил Сганарель своего хозяина и друга Храпона и доверял ему. Но все-таки в прирученном и смышленом медведе звериная натура взяла свое: покалечил двоих людей – слепого и его поводыря.

Другой ученик. Переносное значение слова зверь – это жестокий человек, подобный зверю. Но прямо назвать зверем дядю все-таки нельзя, так как человеческая душа – это всегда тайна, которая открывается не сразу и не всем, а видна лишь Богу. Поэтому в переносном значении слово зверь относится скорее к его «звериным» убеждениям и представлениям, из которых вычеркнуто милосердие.

Учитель. Почему же немилосердие, а значит, бесчеловечность, безнравственность долго жили в душе дяди – человека образованного? И почему тогда он обрадовался (хлопнул в ладоши, сказав: «Молодец Храпошка»), когда ему передали слова Храпона: «...лучше бы сам всякие муки принял, но в него (медведя) ни за что бы не выстрелил».

От детского внимания ускользает, что не позабавиться хотел дядя, когда назначил Храпона стрелком, т.е. палачом Сганареля, а, видимо, испытать истинность чувства, а главное, силу духа своего слуги. Впервые, быть может, барин встретил в своей жизни человека, да еще среди слуг, в котором чувство жалости, привязанности и любви к зверю (даже не к человеку!) оказалось выше страха перед наказанием со стороны неумолимого хозяина.

Но пока дядя не уверен, как поведет себя Храпон, и он обрекает его на жестокие испытания. И Сганареля ждет неминуемая участь: его должны посадить в яму, а потом затравить собаками или застрелить.

Учитель. Как относится к происходящему маленький пятилетний мальчик?

Ученик. Он и его двоюродный брат очень переживают за Сганареля. Они спрашивают у няни, можно ли помолиться за него. «...медведь – тоже Божие создание, и он плавал с Ноем в ковчеге», – говорит няня. «Мне показалось, что напоминание о плаванье в ковчеге вело как будто к тому, что беспредельное милосердие Божие может быть распространено не на одних людей, а также и на прочие Божьи создания, и я с детскою верою стал в моей кроватке на колени и, припав лицом к подушке, просил величие Божие не оскорбиться моею жаркою просьбою и пощадить Сганареля».

И была услышана детская молитва.

Наступил день Рождества. Причт запел «Христос рождается». И сразу же после праздничного обеда была назначена травля Сганареля, т.к. охота входила в число развлечений дяди.

События травли дети хорошо помнят: медведю удалось убежать в лес, а Храпон, столкнувшись со Сганарелем, хотевшим лизнуть своего друга, не смог выполнить приказ – убить медведя.

Итак, по детской горячей молитве свершилось видимое чудо: Сганарель спасен.

Учитель. Какое наказание придумает дядя для Храпона? Ведь он ослушался своего господина, и наказание кажется неминуемым.

Обратимся к тексту.

И тогда происходит второе чудо.

Появляется отец Алексей, старый сельский священник:

– Молитесь рожденному Христу.

И все перекрестились.

Входит дядя, хромая. «Это новое обстоятельство, разумеется, тоже не могло прибавить ничего доброго в его раздраженное и гневливое сердце».

Глава 16-я – часть очень важная для осмысления всей истории, т.к. в ней совершается по молитве многих людей чудо как видимое, так и невидимое.

«Священник <...> заговорил о даре, который и нынче, как и «во время оно», всякий бедняк может поднесть к яслям «рожденного отроча», смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну и ливан* волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по Его учению».

Проповедь старого священника, слово о любви и прощении, о долге каждого утешить друга и недруга «во имя Христово» так размягчила сердца, что все заплакали. Свершилось чудо! Плакал и дядя!

Слово Божие отогрело его сердце, и в душе родилось чувство благодарности к священнику, а значит, и к Богу, и чувство милосердия к своему слуге. И душа Ферапонта отозвалась любовью к своему благодетелю. Дядя предложил ему вольную, от которой тот отказался.

«Довольно было чувствовать, что здесь совершилась слава вышнему Богу и заблагоухал мир во имя Христово, на месте сурового страха».

Картина праздничного веселья заканчивается так: «У нас ноне так сталось, что и зверь пошел во святой тишине Христа славить».

Теперь вполне ясен смысл эпиграфа из жития старца Серафима «И звери внимаху святое слово». Конечно же, в нем содержится намек и на звериный нрав дяди. Но главное, что по молитве людей Богу и по его святой воле дядя внимает Слову Божию, и в душе просыпается данное каждому человеку от Бога чувство милосердия к людям, которое уже не покинет его до самой смерти.

Похоронили дядю и Ферапонта вместе на Ваганьковском кладбище. «...но в московских трущобах есть люди, которые помнят белоголового длинного старика, который словно чудом умел узнавать, где есть истинное горе, и умел поспевать туда вовремя сам или посылал не с пустыми руками своего доброго пучеглазого слугу», – читаем в конце рассказа.

 

Словарь трудных слов (историзмов и архаизмов)

 

Авантажный, -ая, -ое. Производящий благоприятное впечатление своей внешностью; привлекательный, видный.

Архалук, , м. Мужская стеганая куртка без пуговиц из плотной шелковой или хлопчатобумажной ткани, как правило, с орнаментом в виде разноцветных полос, обычно застегивалась на крючки. Использовалась как домашняя одежда.

Фуляр, , м. 1. Легкая шелковая ткань. 2. Головной или носовой платок из легкой шелковой ткани.

________

* Ливан, то же, что ладан, ароматическая смола, применяется при совершении богослужения.


Работы учеников

Иоанно-Богословской московской

православной гимназии

 

Задание. Напишите сочинение на тему «Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»

Рождение Христа

Иосиф и Мария пришли в Вифлеем по приказу императора Августа. Они пришли в гостиницу, но мест не осталось. Марии пришло время родить.

В ночь, когда родился Иисус, ангелы возвестили о великой радости, в городе Давидовом родился Господь Спаситель. Поэтому праздник называется Рождество.

В праздник Рождества мы всей семьей ходим в церковь. В честь Христа ставим свечки. Это день радости и подарков. Все друг друга поздравляют. Желают счастья и здоровья.

В этот день моей душе тепло, радостно. Я всех поздравляю, мне очень весело. Я этот праздник очень люблю.

 

Кирилл Кынин

 

Рождество Христово

Во время царствования царя Ирода была всенародная перепись. Иосиф и Мария происходили из рода Давида и поэтому отправились из Назарета в город Вифлеем. В Вифлееме было так много людей, что они не могли найти себе место для жилья и остановились в пещере, где и родился Младенец Христос.

Когда Он родился, на небе засияла звезда, и пастухам явились ангелы. Пастухи поклонились Ему. Потом к Нему пришли волхвы с востока и принесли Ему дары: ладан, смирну, злато.

Рождество – это один из моих самых любимых праздников. У нас в воскресной школе был праздник.

Праздник будет и в этом году. Мы ставим сказку «Царь Ирод». Я играю пастуха и Рахиль.

Нам дарили подарки: отец Михаил, матушка Наталия. Когда наступает Рождество, мы украшаем елку, под ней мы находим подарки. К нам приезжали гости.

Я люблю Рождество!

 

Татьяна Прохорова

 

Рождество Господа Бога
нашего Иисуса Христа

В городе Вифлееме во время царствования царя Ирода в пещере родился Младенец. Его назвали Иисус. Были в разных странах звездочеты. У них были книги, а в этих книгах было написано про все звезды. В них было написано, что будет такая звезда, которая обозначит, что родился Великий Царь. И они пошли поклониться ему. Взяли с собой подарки: золото, ладан и смирну. Пока звезда вела их, на поле ангелы известили пастухов, что родился Господь. Пастухи собрались и думали, что бы подарить Иисусу. У них было несколько кусочков хлеба, кусочек масла и мед.

Вечером мы идем на ночную службу, причащаемся и едем домой. А днем мы идем к бабушке в гости.

Мне очень радостно, что в этот день родился Господь и что я встречаю Его Рождество в Храме. И еще нам с Дашей дарят подарки.

 

Максим Шорин

 

Рождество Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа

Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Вифлеем для всенародной переписи. Там они не могли найти себе место для ночлега и остановились за городом в пещере. В этой пещере пастухи прячут скот от холода и дождя. Там, ночью, Пресвятая Дева Мария родила Младенца – Иисуса Христа Сына Божия. Она положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. Ангел Божий явился пастухам, и они первые узнали о рождении Спасителя. И пастухи поспешили в пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца. И пастухи первыми поклонились Младенцу.

К празднику Рождества Христова мы готовим себя Рождественским постом. Наряжаем в доме елку и собираем под ней подарки. Накануне в сочельник мы варим кашу с медом. 7 января мы утром идем в храм, где тоже стоит красивая елка. В этот день к нам приходят гости, и мы поздравляем друг друга с праздником.

Рождество Христово для меня – это начало всего нового: новый год, новые радости, надежды. Я чувствую себя счастливым и веселым, и ничто не может испортить чувство радости. Хочется поделиться своим радостным настроением с другими людьми.

 

Сергей Новобытов

 

Рождество Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа

1. В городе Вифлееме в пещере у благочестивых родителей Марии и Иосифа родился Младенец – Сын Божий. Мария спеленала его и положила в ясли. Первыми узнали о Рождестве Спасителя вифлеемские пастухи. К ним явился ангел Божий и сказал, что в пещере родился Спаситель, который есть Христос Господь. И найдут они его в яслях. Пастухи пришли в пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились ему и пошли к своим стадам, славя Бога за все, что видели и слышали. На восьмой день после рождения Младенцу дали имя Иисус.

2. В этот день мы с бабушкой ходим в храм, наряжаем елку и дарим подарки.

3. Для меня этот праздник является очень важным и радостным событием.

 

Максим Богуцкий

TopList