Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.А.ШАПИРО

Продолжение. См. № 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37/2002


Полезные мелочи

1. Запомним во что бы то ни стало

И все-таки именно правописание заботит учителей русского языка больше всего. Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Ученики должны узнавать «опасные» слова и помнить, как именно надо их писать. С помощью смешных стишков, экскурсов в историю языка, мнемонических фраз мы, если можно так выразиться, апеллируем к сознанию наших подопечных. Но как им хочется писать, не задумываясь, автоматически – и правильно! Мы помогаем им запоминать: пишем трудные слова на доске, выделяем размером и цветом важные буквы – включаем зрительную память. А опытные учителя, и не только в начальной, но и в средней школе, не пренебрегают и слуховой памятью, скандируют по нескольку раз трудные слова сами и вместе с классом – хором. Утрированная артикуляция с выговариванием даже непроизносимых согласных тоже поможет грамотному письму. А чтобы запомнить, как пишется выражение во что бы то ни стало, к скандированию прибавим еще отбивание ритма:  ; произнесем слова внятно хором, хлопая в ладоши.

2. Кто как растет

Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям, расскажем детям, что оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это – существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.

Сверстник вырастет с версту.
Рос ровесник всю весну (на всю строчку – ни одной буквы т!).

3. Уж сколько раз твердили миру...

Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Учительский фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов не на -ить, относящихся ко второму спряжению (как справедливо написал в нашу газету Виктор Михайлович Селезнев из Воронежской области, лучше избегать названия «глаголы-исключения», потому что дети в таком случае запоминают все наоборот: считают, что эти глаголы второго спряжения, но как исключения пишутся с гласными е и ю в окончаниях):

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

Или иначе:

Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.

А вот Надежда Анатольевна Давыдова говорит, что некоторым детям и взрослым эти плохо зарифмованные строчки не помогают. Она в детстве навсегда запомнила перечень нужных глаголов, потому что учительница рассказала историю с двумя участниками. Один гонит, тяжело дышит, держит, обидит, другой слышит обиду, видит, зависит; первый вертит, смотрит; второй ненавидит и терпит.

4. Падежи – с пеленок

Иногда маленьким школьникам трудно запомнить названия падежей и принятый порядок их следования. Здесь тоже может помочь немудрящий стишок, в котором первые буквы слов – подсказка:

Иван родил девчонку,
велел тащить пеленку.

5. Не мытьем, так катаньем

Бывает так, что ученики, изучив правило, не перестают делать ошибки, при этом горячо уверяя, что «учили». Тогда полезно перейти к «методу косвенного запоминания»: учитель как будто перестает обращать внимание на больной вопрос, однако мягко, но настойчиво включает трудные слова на давно изученное правило в текстовые примеры при освоении совсем других тем.

Татьяна Николаевна Арбузина предлагает при повторении фонетики использовать слова с чередованием в корнях -гор-/-гар- и -зор-/-зар-.

Вот образцы примеров и заданий.

Утром над горным озером все еще ярко огоньки-звездочки горели.

Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [о] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя. Последнее слово разберите по составу.

На западе отсверкали зарницы, а на рассвете разлилась над заливом румяная заря.

Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [а] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя.

6. Перед тем как сварить...

В русском языке много слов с затемненным составом; ошибки в них неизбежны. Таково и слово предварительно. Ученики твердо пишут в его корне букву о и на вопрос учителя «Что же, это слово родственно слову вор?» не смущаясь отвечают: «Наверное...».

Чтобы дети писали это слово правильно, Татьяна Николаевна Арбузина предварительно рассказывает такую историю.

Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т.д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

Продолжение

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина Myoriginal.ru. Посетив сайт магазина, расположенный по адресу http://myoriginal.com.ua/, Вы можете заказать настоящую брендовую косметику: туши, помады, крема и многоен другое. Myoriginal.ru работает только с европейскими поставщиками и гарантирует беспрецедентное качество товаров, приемлемые цены и внимательное отношение к клиенту.

 

Рейтинг@Mail.ru