Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2004

НАША ПОЧТА

О пользе интегрированных уроков

Уважаемая редакция!

Прочитала в газете «Русский язык» (№ 42/2003) материал М.А. Богомоловой и ее размышления об интегрированном уроке и решила вам написать (тем более что могу теперь считать себя одним из авторов любимой газеты: в № 40/2003 есть и моя публикация).

Мне как учителю русского языка, литературы и мировой художественной культуры близка позиция журнала «Искусство в школе»: учителя, преподающие литературу, музыку, изобразительное искуство, мировую художественную культуру, просто «обречены» на интеграцию.

Читателям «Русского языка», интересующимся проблемами интеграции, рекомендую прочитать журнал «Искусство в школе» № 4/2001, целиком посвященный этой теме.

Я согласна с редакцией журнала, что «находить общее в разных искусствах, прочитать что-то о музыке и извлечь пользу для преподавания изобразительного искусства или литературы – это могут только очень немногие, так называемые «продвинутые» учителя...… Учитель, понимающий «другие» искусства, несравненно лучше преподает «свое» («Искусство в школе» № 4/2003).

Мною накоплен уже большой опыт проведения интегрированных уроков, которые, как пишет М.А. Богомолова, «дают возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета». Один из них, «Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве», опубликован в газете «Литература» № 1/2004.

Перед началом изучения темы «Культура Древней Греции» я объявила мини-конкурс знатоков греческого и латинского языков, чем вызвала удивление детей («Мы не знаем этих языков!»). В итоге дети еще раз убедились в том, что в русском языке много слов из греческого и латинского языков. Новая тема стала ближе, понятнее («Русский язык» № 31/2003).

В качестве домашнего задания желающим можно дать кроссворд «Культурное наследие античного мира» («Русский язык» № 6/2002).

При изучении темы «Русская культура XVIII века» как не предложить ученикам кроссворд «Медный всадник в русской поэзии XVII–XVIII веков» (тем более что недавно отмечался юбилей Петербурга, символом которого стал памятник Петру I, созданный Фальконе), опубликованный в № 38/2003.

На уроках мировой художественной культуры я постоянно провожу словарную работу с терминами, и мои ученики, хочется надеяться, не напишут вместо «римское барокко» «римская бородка». Но материал, опубликованный в «Русском языке» (№ 41/2003. С. 15), «Диктант со словарем, или Эффект оптической иллюзии», навел на размышления и будет использован в работе так же, как публикация В.Царик «Мифологические мотивы в поэзии Афанасия Фета» («Русский язык» № 26/2001).

Газета «Русский язык» (№ 47/1998. С. 5–12), в которой напечатаны «Искусствоведческие тексты для изложений» по книге А.Бенуа «История русской живописи в XIX веке», тоже постоянно на моем рабочем столе. Игра «Фразеологический зверинец» («Русский язык» №31/2002) подсказала, как можно организовать игру по фразеологизмам из древнегреческой мифологии.

Я могла бы привести еще много примеров того, как газета «Русский язык» помогает мне в преподавании мировой художественной культуры, но в заключение скажу, что каждый номер газеты – это маленький праздник.

С уважением,
РОЖАНОВСКАЯ Нина Ивановна,
учитель гимназии № 24 города Томска

 

Рейтинг@Mail.ru